Основные виды деятельности для детей раннего возраста и их взаимосвязь с развивающей предметно-пространственной средой, созданной педагогом

Основные виды деятельности для детей раннего возраста и их взаимосвязь с развивающей предметно-пространственной средой, созданной педагогом

 

Развитие ребенка раннего возраста зависит во многом от предметно-пространственной среды, которая окружает его в течение дня в детском саду. Согласно требованиям ФГОС ДО содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая может реализоваться в различных видах деятельности. В раннем возрасте их насчитывается шесть видов.

 

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

 

В нашей группе раннего возраста имеются игры: рамки-вкладыши, вкладыши с маленькой ручкой. Такие игры развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие, познавательный интерес, идёт обогащение словаря, расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира, формируется умение выделять связи между этими предметами и явлениями.

Игры-вкладыши с маленькой ручкой помогают заблаговременно косвенно подготовить руку к письму (малыш берёт вкладыш с ручкой с помощью трёх пальцев: большого, указательного и среднего). В играх, связанных с вкладыванием и выкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи. В группе много разнообразных составных игрушек: пирамидок, матрёшек, составных и разрезных картинок, крупная мозаика. Игры с такими игрушками развивают координацию движений, мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта, а также восприятию цвета, формы и размера предметов, формируют умения из отдельных составляющих собирать целый предмет.

Также группа хорошо оснащена динамическими игрушками. Игры с заводными игрушками, неваляшками, каталками, волчками доставляют детям большую радость. Динамические игрушки дают детям возможность наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действия сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: сила инерции, трения, тяжести, скольжения. Характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребёнок сам, собственным усилием запускает процесс их движения. Динамические игрушки не стоит путать с новомодными интерактивными, так как движения этих игрушек не зависят от действий ребёнка. В динамических игрушках соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие.

 

Экспериментирование с материалами и веществами

                                   

При экспериментировании с различными материалами применяем   использование  нетрадиционной техники рисования кочерыжками от капусты(формируем навыки креативного мышления "капуста не только съедобна, но может быть использована в творчестве"); также проводим  эксперименты с пеной , где дети знакомятся с образованием пены (соединение мыла и воды), с её свойствами (её можно взять в руки, заполнить ею ёмкости, если на неё подуть-образуются мыльные пузыри и так далее), таким образом поддерживается познавательный интерес в процессе экспериментирования, обогащается непосредственный чувственный опыт детей.  При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением. Мы показываем детям способы действий с тестом, предоставляем возможность для самостоятельного творчества. Конечно, же не забываем напоминать о правилах безопасного поведения при работе с песком, водой, мелкими предметами.

 

Общение с взрослым и совместные игры под руководством взрослого

 

Важнейшим событием в раннем возрасте и основной формой воспитания является общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения мы используем в своей работе чтение потешек, стихов и сказок. Детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, мы целенаправленно организуем игровую деятельность. Проводим коммуникативные игры: "Шире круг";"Каравай";"Раздувайся пузырь", поздравляем малышей с Днём рождения. Каждый день проводим зарядку под аудио- сопровождение, используем музыкально-ритмические игры: "Разноцветная игра"; "Птички в гнёздышках"; "Паровозик".                                                                     Формируем предпосылки к сюжетно-ролевым играм (самой сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте нет, она только зарождается.

 

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями   (ложка, лопатка, совок и прочими предметами)

В процессе режимных моментов формируем простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности, придерживаясь принципа постепенного включения ребёнка в деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Хорошим стимулом к действию здесь служит использование потешек ("Водичка, водичка...","А у нас есть ложки...","Раз, два, три, четыре, пять - собираемся гулять..." 

              

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

 

Неотъемлемой частью нашей работы является организация игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребёнка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Отталкиваясь от этого, мы знакомим детей с художественными произведениями, используя яркие, красочные книжки, рассматриваем картинки. Используем в своей работе различные виды театров. К примеру, у нас есть большая магнитная доска, большой плоскостной магнитный театр к четырём основным сказкам и другие виды театров. Театры несут в себе колоссальный эмоциональный отклик! Они побуждают детей к действиям от имени персонажа, перевоплощению, тем самым подготавливая почву для дальнейших самостоятельных творческих     игр.                                                                                          

 На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений. Большую радость доставляют детям и музыкальные инструменты, с которыми детей последовательно знакомим.

 

Двигательная активность

 

Наша группа хорошо оснащена спортивным оборудованием для развития самостоятельной активности детей: разнообразные массажные коврики, мячики, дорожки, разнообразные игрушки на колёсиках, автомобили, цветные ленточки, обручи, ребристые дорожки против плоскостопия. Нельзя не упомянуть любимые всеми подвижные игры: "Зайка серенький сидит"; "Лохматый пёс", «Киска-кикса, ну-ка брысь..». Во время двигательной формы активности у ребенка происходит овладение основными движениями.

Взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста должно включать в себя различные виды деятельности, последовательно сменяющие друг друга, но так, чтобы избежать переутомления малышей, обогащать их личный опыт в бытовых и игровых ситуациях.