Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Тема « Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей.»
В последние годы в наше стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитие речи. Эти отклонения связаны прежде всего с неблагополучными экологическими условиями, разными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности пальцев рук, ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу. и т.д. Известно, что отставание в развитие моторики часто сопровождается отставанием в развитие интеллекта и речи. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия. Развитие высших психических функций у детей напрямую зависит от состоянии мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук тесно связана с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт , то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие тренировки мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так у детей с речевым нарушением, при использовании игр, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук.
В своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными, как для улучшения координации движений так и для развития речи. Их польза ещё в том, что они подготавливают руку ребёнка к письму, к рисованию, к конструированию.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной , целенаправленной я следую ряду требований.
1.Работа должна быть системной и постоянной.
2.Должна соответствовать уровню психологического развития ребёнка
3.Должна соответствовать возрастным требования.
4. Работа должна приносить ребёнку радость.
Для развития мелкой моторики широко использую в пальчиковую гимнастику, также малышам даю деревянные шарики разного диаметра. Пальчиковая гимнастика очень полезна для развития речи. Дети одновременно и проговаривают слова и показывают движения пальчиками. Уровень развития речи у детей находится в зависимости от степени формированности тонких движений пальцев рук. Тренирую пальцы рук мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, развивая мелкую моторику- развиваем и языковый аппарат.
Мы должны большое внимание уделять мелкой моторики кисти рук у ребёнка, так как оно связана с развитием речи и мышлением ребёнка. Иногда дети не любят застёгивать пуговицы и шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том , что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции, языковой аппарат и кончики пальцев рук тесно связаны между собой ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центром движения.