Работа с неблагополучными семьями
Работа с неблагополучными семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_dva_doma.docx | 25.47 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 14.43 КБ |
konsultatsiya_esli_vy_podozrevaete_nasilie_v_seme.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Проведение исследования: задание выполняется с двумя детьми 3,5–4 лет поочередно.
Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (Рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.
Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»
Обработка и анализ результатов.
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.
В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
Стимульный материал «Два домика»
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как бы Вы продолжили следующие высказывания?
• "Наказание ребенка взрослым происходит, потому что..."
• И мне приходится наказывать ребенка когда он:
• Как наказывали Вас Ваши родители?
• Как Вы наказываете Вашего ребенка?
• Что Вас раздражает в ребенке?
• Что Вас раздражает в супруге?
• Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?
• Что Вас раздражает в себе?
• Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?
• Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?
• Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВА РЕБЕНКА»
1. Ф. И. О.________________________________________________________
2. Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________
3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________
4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________
5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________
6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________
7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим воспитателем)_______________ ____________________________________
8. Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________
9. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________
10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________
11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________
12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________
13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________
__________________________________________________________________
14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________
15. Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?______________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Детский сад и права ребенка"
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?
2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):
-дома, из средств массовой информации;
-в детском саду;
-из педагогической литературы;
-из других источников
3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?_____________
__________________________________________________________________
4. Какие права у ребенка в семье?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?_________________________________________________
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
- сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
- психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
- ночные кошмары, страхи;
- не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
- постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- задержка физического, умственного развития;
- плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность, импульсивность;
- сонный вид и утомленность;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- часто вялотекущая заболеваемость;
- антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
- создание доверительно-делового контакта с родителями;
- участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
- объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
- оградить ребенка от реакции других детей;
- уделить ребенку максимум внимания;
- дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(проводит психолог).
Примерные вопросы.
Как бы Вы продолжили следующие высказывания?
• "Наказание ребенка взрослым происходит, потому что..."
• И мне приходится наказывать ребенка когда он:
• Как наказывали Вас Ваши родители?
• Как Вы наказываете Вашего ребенка?
• Что Вас раздражает в ребенке?
• Что Вас раздражает в супруге?
• Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?
• Что Вас раздражает в себе?
• Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?
• Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?
• Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВА РЕБЕНКА»
1. Ф. И. О.________________________________________________________
2. Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________
3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________
4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________
5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________
6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________
7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим воспитателем)_______________ ____________________________________
8. Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________
9. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________
10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________
11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________
12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________
13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________
__________________________________________________________________
14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________
15. Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?______________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Детский сад и права ребенка"
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?
2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):
-дома, из средств массовой информации;
-в детском саду;
-из педагогической литературы;
-из других источников
3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?_____________
__________________________________________________________________
4. Какие права у ребенка в семье?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?_________________________________________________
__________________________________________________________________
- Мне нравится (1)