Конспект НОД по эспериментированию
Конспект НОД по экспериментированию
«Волшебная жидкость (неньютоновская)»
Цель: стимулирование у детей познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить детей с новым материалом (неньютоновская жидкость, способами его получения и свойствами, используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить с новым способом фиксации приобретенного опыта – показ презентации.
2. Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;
- создавать условия для развитие диалогической речи через взаимодействие друг с другом.
3. Воспитательные: побуждать проявление самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.
Материалы:
- белые халаты по количеству детей
- прозрачные пластиковые стаканчики
- небольшие миски (по количеству детей)
- тазики небольшие
- 2 больших таза
- пакеты с крахмалом 200гр. (по количеству детей)
- небольшой мячик-попрыгунчик
- веселая музыка
- яйца
- влажные полотенца (по количеству детей) и одноразовые полотенца
- полиэтиленовые пакеты
- порезанный картофель в воде
Проблема:
- Зазвонил телефон.
- Алло? (Максим)
- Здравствуй внучек, я хочу испечь пирожки, но мне не хватает одного яйца. Принеси мне его пожалуйста. (Бабушка)
- Хорошо бабушка (Максим)
( Собирается к бабушке и разбивает яйцо)
- Ой, ой, ой, какой же я неуклюжий! Как же мне донести яйцо до бабушки?
- Ребята, может мне кто- нибудь подскажет?
- Я не знаю, я тоже …(дети)
- А я знаю кто нам поможет! ( Наталья Николаевна)
- Крибли, крабли, бум!
Ход НОД:
Вводная часть:
В группу входит педагог в образе «Профессора Любознайкина»:
- Ой, куда это я попал? А как вы думаете, кто я?
- А я « Профессор Любознайкин ». Я работаю в лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория? (место, где проводят разные опыты и эксперименты). Ой, я же совсем забыл поздороваться: Здравствуйте, дети!
- Как-то вы скучно здороваетесь. Хотите покажу, как здороваются в нашей лаборатории?
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Ну вот и поздоровались, замечательно! А вы хотите попасть в мою лабораторию и стать «любознайками»? Тогда одевайтесь – в лаборатории всегда ходят в специальной одежде. (дети одевают халаты)
- А вы будите моим помощником « Профессором Всезнайкиным»
Основная часть:
Дети проходят в лабораторию, рассматривают предметы.
- Как вы думаете, чем я занимаюсь в своей лаборатории? Я занимаюсь очень важным вопросом – изучаю волшебную жидкость. У нее очень сложное название – Неньютоновская жидкость. Хотите знать, почему она волшебная?
- Итак, где же волшебная жидкость? Ой, кажется она у меня закончилась! Ну ничего, зато у меня есть вода и картофель. Я тут как раз собирался картошку жарить (педагог показывает картофель, предварительно порезанный и находящийся в воде, дети рассматривают) .
- Посмотрите, какого цвета вода? Сейчас я солью воду и уберу картошку. Посмотрите, что осталось в тазике? В тазике остался белый осадок – это и есть крахмал! Для волшебной жидкости нам понадобиться вода и крахмал. Только крахмала очень мало, нам не хватит. Где же нам взять его? (варианты детей)
- Совсем забыл! Я же недавно купил в магазине очень много крахмала – на всех хватит. Крахмал – это великая вещь!
- Итак, нас ждут великие дела! (закатать рукава) Будем делать волшебную жидкость? Что нам для этого нужно? (дети берут заранее приготовленные емкости, крахмал, пустые пластиковые стаканчики)
- Как вы думаете, с чего начнем? Что нужно сделать вначале? Где у вас вода? Экспериментирование – точная наука, поэтому вам необходимо налить воды в стаканчики точно до метки.
- Что будем делать дальше? (дети смешивают крахмал и воду руками до получения однородной массы). Вот и получилась волшебная жидкость! Какого она цвета? Запаха? Что вы ощущаете, когда опускаете в нее руки? Какая она на ощупь? Вам приятно к ней прикасаться?
- Поможете мне доказать, что жидкость действительно волшебная и отличается от простой воды?
1. Поиграть с жидкостью: попробовать взять ее в руку, перелить из одной в руки в другую, сжать в кулаки, попробовать быстро скатать шарик. Какой ощущалась жидкость, когда мы брали ее в ладошки, а когда пробовали сжать, скатать шарик? А когда мы переставали его катать, что происходило с жидкость?
Какой можно сделать вывод: когда волшебную жидкость переливают из руки в руку, она ощущается жидкой, а когда пытаемся ее сжать или скатать шарик, она ощущается твердой.
2. – Я, пожалуй, пойду руки помою. Ой сколько брызг!
- Как вы думаете, если мы сильно стукнем по нашей жидкости ладошкой или кулаком, будет много брызг? А если сильнее?
- А если что-то в нее сильно кинуть? Только что можно кинуть? У меняя есть небольшой мячик. Может у вас в группе есть небольшие предметы, которые нам помогут? (дети сами находят в группе небольшие предметы) Получились брызги? Что происходит с предметами, когда мы их кидали? Какой была жидкость на ощупь, когда мы по ней стукали? (твердой)
Какой вывод мы можем сделать: если по нашей волшебной жидкости стукать или кидать в нее предметы, она не разбрызгивается.
3. Опыт с яйцом (проводит педагог, дети активно помогают)
- Я вот тут недавно хотел провести один опыт, но не успел. Поможете мне? Я хотел проверить, разобьется ли куриное яйцо, если поместить его в пакет с волшебной жидкостью. Как вы думаете? (дети делятся на команды) Хотите проверим? Я брошу пакет с яйцом на пол в таз, только на стул еще залезу и посильнее кину.
- Что произошло с яйцом? (не разбилось) Как вы думаете, почему яйцо не разбилось? Что произошло с волшебной жидкостью, когда она ударилась о пол? (она стала твердой и не позволила яйцу разбиться)
- А как вы думаете, если бы яйцо лежало в пакете с водой, оно бы разбилось? (проверьте дома)
Рефлексия:
- Что мы сегодня изготавливали в лаборатории?
- Из чего мы получали волшебную жидкость? Из каких двух веществ?
- Почему она называется волшебной? (при сжатии становится твердой, а потом снова жидкой, не разбрызгивается)
- Можно ли сказать, что она ведет себя не по правилам?
- Понравилось ли вам экспериментировать у меня в лаборатории?
- Максим, помогли мы решить твою проблему, донести яйцо –не разбив его?
-Да
- Я думаю, что вы все будете великими «любознайками», прямо как я! Вы такие умнички, мне очень понравилось делать открытия вместе с вами. Поэтому я хочу подарить вам значки «Великих Любознаик».
- Ну а нам пора уходить! До свидания, профессор Любознайкин!