Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Страна умных игр»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе «Страна умных игр»
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Продолжать учить составлять описательные рассказы о домашних животных по схеме;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные»
- развивать умение поддерживать беседу
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание;
- закреплять знания детей о домашних животных, их детенышах, внешнем виде, питании, пользе для человека
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними.
Технологии:
- Игровая,
- коллаж, мнемотаблица,
- здоровьесберегающая.
Оборудование: магнитная доска, бумажный цветок , аудиозапись музыки, конверты с заданиями, картинки с изображением домашних животных, игрушки домашних животных, волшебная палочка, схема для составления рассказа-описания (мнемотаблица), схема для скороговорки.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день мои друзья! Вас снова видеть рада я!
Гостям вы « Здравствуйте!» скажите, друг друга за руки возьмите.
За высокими горами, за далекими лесами, Чудо-государство есть – Страна умных игр, под названьем « Наша речь».
- Сегодня я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по родной речи, но прежде я должна выяснить, готовы ли вы к нему?
- Как называются люди, которые отправляются в путешествие? (Путешественники)
- Как вы думаете, на, чем можно путешествовать?
(На машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.)
- А мы с вами отправимся. Нет, попробуйте сами отгадать.
На полу тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный (ковер самолет)
- Какие слова нужно сказать, чтоб наш ковер полетел? (волшебные)
Ковер-самолет, лети поскорей! Не задерживай добрых и умных детей!
Раз, два, три-лети! (включить аудиозапись)
Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим слова: Ковер - самолет приземлись! Ребят на землю опусти! (дети повторяют)
Вот, ребята, мы прилетели в страну Умных игр. Страна эта - необычная и загадочная. Предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок.
- Да, этот цветок не простой, в нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открывать все конверты по порядку и выполнять задания.
Конверт № 1
Задание «Угадай-ка»
- Я загадаю вам загадки, а вы их будете отгадывать.
1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: “Хрю, хрю!”
(свинья)
Ева, иди, найди отгадку на картинке. Покажи ребятам.
2. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)
3. На цепи сижу,
Дом хозяйский сторожу
(собака)
4. Голодная – мычит,
Сытая – жуёт,
Всем ребятам
Молока даёт.
(корова)
5. Я скачу быстрее ветра,
Хвост и грива у меня.
Отгадайте, кто же я?
(лошадь)
6.Ме – ме - ме пою я звонко
И колю рогами колко.
(коза)
7. Шуба тёплая на мне
И пою я бе-бе-бе.
(овца)
- Как их всей можно назвать одним словом? (Животные)
- Почему? ( Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливает детенышей молоком и т. д.)
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком.)
- Как называются? Почему? (Домашние, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу)
- Волшебный цветок хочет проверить, как хорошо вы знаете удивительных животных, которые живут рядом с человеком.
С первым заданием вы справились, открываем первый лепесток с цифрой 1. (Пазл 1)
Конверт №2.
Задание «Кто, где живёт?» (игра с «волшебной палочкой)
- Наши животные заблудились, помогите им пожалуйста, вспомните кто где живет? Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь волшебную палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.
- Где живёт лошадь? - в конюшне
- Собака живет ( где?) - в конуре, в будке, в доме
- Свинья живет (где?) – в свинарнике, в хлеве, в сарае
- Кролик живет (где?) – в клетке, в крольчатнике
- Корова живет (где?) – в хлеву, в коровнике, в сарае
- Коза живет (где?) – в хлеву
- Овца живет ( где?) – в овчарне
- Кошка живет (где?) – в доме, в квартире, а также может жить
- Молодцы вы очень хорошо справились с этим заданием.
(открываем лепесток с цифрой 2) (Пазл 2)
Конверт № 3
Пальчиковая игра «Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
(Открываем лепесток с цифрой 3) (Пазл 3)
Конверт № 4.
Задание « Кто как голос подает?»
Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Уверена, вы все с ним справитесь без труда!
Корова – мычит
Собака – лает
Кошка – мяукает
Лошадь - ржёт
Свинья – хрюкает
Овца – блеет
Коза – блеет
(Открываем лепесток с цифрой 4) ( Пазл 4)
Конверт № 5
Речь с движением « Как живёте?»
Кони, кони, как живёте? «Бьют копытом», как кони, поднимая ногу,
Кони, кони, что жуёте? То правую, то левую, руку вперёд.
– Хорошо пока живём,
На лугу траву жуём
Козы, козы, как живёте? Приставляют указательные пальцы обеих рук Козы, козы, что клюёте? К голове, изображая рожки, выставляют
- Хорошо пока живём, правую руку вперёд, большой палец кверху,
- Но, простите, не клюём, грозят указательным пальцем.
А дерём мы поутру
С молодых осин кору.
Как вы, кролики, живёте? Руки вверх, изображают уши кроликов;
Что вы кролики, дерёте? Выставляют правую руку вперёд,
- Хорошо пока живём, указательный палец кверху;
Но, простите, не дерём, грозят указательным пальцем;
А грызём мы ловко две руки в замочек перед собой,
Свежую морковку. Изображают морковку.
Вы, котята, как живёте? Показывают лапки котят-руки перед собой;
Что, котята, вы грызёте? правую руку вперёд
- Хорошо пока живём, большой палец вверху;
Но, простите, не грызём.
Пьём понемножку. Показывают языком,
Молоко из плошки. Как лакать молоко.
(Открываем лепесток с цифрой 5) ( Пазл 5)
Конверт № 6
Задание «Наши любимые сказки»
- Ребята, назовите сказки, литературные произведения, героями которых были домашние животные.
(Народные сказки «Курочка – Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Зимовье», « Сивка-Бурка», «Крошечка - Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Три поросенка», С. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый»; «Бременские музыканты»; В.Сутеев « Кто сказал « мяу»?», « Три котенка»; Н. Носов «Живая шляпа» и т.д.)
(Открываем лепесток с цифрой 6)
Конверт № 7
Задание «Опиши животное»
- Ребята, посмотрите внимательно на таблицу. С такими таблицами мы уже встречались, эта для составления рассказа о животном. Давайте посмотрим внимательно.
- Какое это животное (Коза домашнее животное)
- Какие части тела есть у козы? (Голова, тело, рога)
- Где живет? (Коза живет в хлеву)
- Чем питается коза? (Человек её кормит травой, сеном)
- Какие звуки издает? (Коза блеет)
- Как называется детеныш козы? (Её детеныш - козленок)
- Какую пользу приносит? (Она дает молоко, шерсть)
- В каких сказках и мультфильмах («Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
(Открываем лепесток с цифрой 7)
- Я хочу сказать вам, ребятки, что вы все “Молодцы”: справились со всеми заданиями. А теперь пришло время сложить все кусочки правильно и что у нас получилось, зашифрованное послание.
Посмотрите на картинку-послание. Вам что-нибудь понятно?
Давайте вместе с вами расшифруем! (мнемотаблица со скороговоркой)
«На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка»
- А теперь нам пора возвращаться обратно!
Садитесь на ковер самолет, отправляемся в детский сад!
Ковер-самолет, лети поскорей! Не задерживай добрых и умных детей!
Раз, два, три-лети! (включить аудиозапись)
Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим слова: Ковер - самолет приземлись! Ребят на землю опусти! (дети повторяют)
- Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось.
Спасибо мои дорогие ребятки, Вы у меня самые умные, самые хорошие!