Технология использования ТРИЗ в разные возрастные периоды
Инновационная технология ТРИЗ, направленная на развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ispolzovaniya_triz_v_raznye_vozrastnye_periody.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология использования ТРИЗ в разные возрастные периоды
Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения ученых и практиков. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность. Детство выступает труднопостижимым самобытным пространством огромной части человечества, которое тесно сплетено с пространством взрослого мира, пространством маленького человека, который специфичным для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции и технологии ее развития находится в стадии поиска, становления. Правда, наметившаяся ныне тенденция к идеализации образования, способствует кардинальному изменению подходов к ребенку, который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, меняется и роль взрослого в этом процессе: теперь он выступает не столько в роли чуть ли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего». Задача, которого овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующей перед трудностями и неудачами, т.е. творческой личностью.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых организации педагогического процесса в ДОУ. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких.
Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие качеств у ребенка. Учебная деятельность в свою очередь, способствует реализации потребности творчества. Однако для того, того чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.
В современной литературе появляется все более статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, проявляющихся у педагогов и родителей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой чаще. Нынешним детям приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких перегрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитие творческого потенциала, требующего бережного вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством знаний.
В настоящее время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ. Более 10 лет использую технологию ТРИЗ в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день мною разработан перспективно – тематический план с использованием элементов ТРИЗ на занятиях по ознакомлению с окружающим в старшем дошкольном возрасте. Система занятий, которая апробируется в прогимназии «Интеллект» и находит поддержку у опытных руководителей данного учреждения.
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен казать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.
У дошкольников (в возрасте четырех - семи лет) возникает преимущественно наглядно-образное мышление (в простейшей форме). Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Следует отметить ещё одну особенность мышления детей рассматриваемого периода. Дело в том, что огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Это подтверждается исследованиями, проведёнными Е.Л.Яковлевой. Она отмечала, что объяснение приведённого факта состоит в том, что слово, как таковое, ещё не используется ребёнком в качестве самостоятельного средства мышления.
Однако дети старшего дошкольного возраста постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления - они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы. В этом возрасте развитие образного мышления позволяет ребёнку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. Осознание ребёнком непонятности воспринимаемого, создаёт потребность объяснения и понимания явления, создавая тем самым предпосылки развития у дошкольников новых форм мыслительной деятельности - он начинает использовать мышление для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности.
Есть основания полагать, что при создании определённых условий можно переориентировать сознание ребёнка с конечного результата деятельности на способы её осуществления и тем самым способствовать возникновению более сложных структур мыслительной деятельности. Предполагается, что именно 6-7-летний возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления.
Но следует помнить, что развитие психических процессов у ребенка не происходит непроизвольно. Огромную роль в этом процессе имеет целенаправленное педагогическое воздействие взрослого. В настоящее время в ДОУ педагоги используют разнообразные воспитательные и образовательные технологии, которые содействуют активизации процесса развития мыслительной деятельности детей.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.
Не смотря на то, что синектика обычно рассматривается как методика или прием творчества, она так же может считаться состоянием души, или даже философией. Это по существу, сочетание сущностей, представление людьми нахождения в состоянии этих сущностей, включая идеи или даже физические объекты.
Игра "Воздушный бой"
В игре "воздушный бой" координатная сетка состоит из концентрических окружностей, обозначенных латинскими буквами и радиальных линий, обозначенных цифрами. Для уничтожения треугольных летательных аппаратов достаточно назвать их координаты - С11 и А5. Играть можно так же, как и в игру "Морской бой". Эта игра помогает освоить радиальную систему координат, которая пригодится ребенку при изучении высшей математики.
Игра "Кузнечик"
Игровое поле представляет собой цветочную клумбу в форме циферблата часов.
Кузнечик прыгает с цветка на цветок, выполняя команды: "по часовой" и "против часовой" стрелке. За ним наблюдает воробей, сидящий в центре клумбы.
В начальный момент кузнечик сидит в двенадцатом цветке и может прыгнуть только на ближайший к нему кружок.
Ведущий подает команды, ведомый угадывает, на каком цветке сидит кузнечик и указывает на какой цветок смотрит воробей.
Например: Кузнечик сидит на двенадцатом цветке и выполняет команды: По часовой, по часовой, по часовой, против часовой. На каком цветке сидит кузнечик теперь? (Ответ - на втором).
Кузнечик сидит на втором цветке и выполняет команды: против часовой, против часовой, по часовой, по часовой, по часовой. Куда смотрит воробей?
Литература, рекомендуемая для чтения
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 112 с. http://www.twirpx.com/file/503248/
Никашин А.И., Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1991. https://ppip.idnk.ru/index.php/-1-2-2008.
Селезенева М. А., Третьякова Н. И. Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 348–352. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76545.htm