Конспект НОД по развитию речи по лексической теме «Хлеб. Злаки» в подготовительной группе.

Забелина Татьяна Никифоровна

Цель. Расширение, уточнение и закрепление у детей понятий и представлений о хлебе и злаках, обогащение словаря, формирование связной, грамматически правильной  речи.

-Образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Хлеб. Злаки» (злак, зерно, мука, рожь, пшеница, греча, овёс, просо, рис, пшено, хлеб, буханка, батон, калач, булка, пирог, каравай, бублик, баранка, сушка, пряник, блин и т.д.). Совершенствование грамматического  строя речи  (образование  и использование притяжательных прилагательных: ржаной, пшеничный, овсяная,  манная, гречневая,  пшённая, рисовая, мягкий,  душистый, ароматный и т.д.), навыка   звукового  анализа  слов,  составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Профилактика нарушений письменной речи.

- Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, слухового и зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, звукопроизношения, темпа и ритма речи).

- Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к хлебу.

Оборудование и материалы. Доска со словами «БАТОН» и «ПРЯНИК» , контейнер с фишками для звукового анализа.  Разрезные карточки – пазлы со слогами слов по теме. Картинки с ребусами. Ёмкости прозрачные с разными крупами и шарфик для завязывания глаз.  Цветные карандаши и картинки для раскрашивания по теме.

 Предварительная работа. Посещение в магазине отдела  «Хлеб» (рассматривание хлебобулочных и макаронных изделий). Беседы «Как хлеб на стол пришёл», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб», «Как испечь хлеб дома». Просматривание телепередач, энциклопедий, картинок из альбомов  о хлебе и злаках. Чтение  детской художественной литературы о хлебе и злаках.  Сказки  «Крылатый, мохнатый да масляный», «Колосок», «Каша из топора», «Три калача и одна баранка», К.Чуковский «Чудо – дерево», «Бутерброд»,  З.Топелиус  «Три ржаных колоса»,  Н.Носов Тридцать зёрен»,  И.Токмакова «Что такое хлеб», Н Самсонов «О хлебе». Выучить  скороговорку «С мышами во ржи подружились ежи, ушли в камыши – и во ржи ни души» . Подвижные игры «Каравай», «Золотая рожь», «Варим кашу», пальчиковые игры и т.д.

 

Ход.

  1. Организационный момент.  Цель. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, развития слухового внимания и восприятия.

 

Подвижная хороводная игра «Каравай» 3-4 раза.

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

Ну, а (имя) больше всех!

 

  1.  Остаёмся стоять в кругу. Вспомним пальчиковую гимнастику «Угощение».

Цель. Расширение и уточнение словаря по теме «Хлеб. Злаки». Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

 

Пекарь, пекарь, из муки  (хлопки)

Испеки нам колобки,        (катают воображаемые колобки)

Да сушки Ванюшке, (соединяют большие пальцы с  указательными в колечки)

Да баранки – Танюшке    (соединяют указательные и большие пальцы в круг)

Да бублики – Гришке,       (показывают круг побольше)

Да крендель – Маришке  (соединяют пальцы замочком)

 

Вводная беседа.

Цель. Оживление личного опыта детей. Развитие связной речи, памяти.

 

- Дети,  сегодня мы продолжим разговор о хлебе и злаках.

- Отгадайте загадку:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда, таких, как я

Будет целая семья!

                              (зерно), а ласково – зёрнышко.

 

- Мы с вами уже знаем, что зёрнами злаковых растений засевают поля.  Какие злаковые растения растут на полях? (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо).

- Что изготавливают из злаков? (разную крупу для приготовления блюд, муку для хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий).

 

  1.  Игра с мячом «Из чего –  какой,  какая,  какое, какие?»

 Цель. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

 

- Перестройтесь в полукруг и приготовьтесь к ловле мяча.

Я буду задавать вопросы и бросать мяч каждому из вас. Вы будете ловить мяч, отвечать и возвращать его мне. Например:

Каша из риса – какая? (рисовая каша)

Пудинг из манной крупы – какой? (манный пудинг)

Поле с ячменём – какое? (ячменное поле), а поля – какие?  (ячменные поля)

и т.д.

 

1. Каша из манной крупы – какая? (манная каша)

2. Кисель из овса – какой? (овсяный кисель)

3. Каша из геркулесовых хлопьев – какая? (геркулесовая каша)

4. Каша из ячменя – какая? (ячменная каша)

5. Крупенник из гречки – какой? (гречневый крупенник)

6. Каша из пшена – какая? (пшённая каша)

7. Хлеб из ржи – какой? (ржаной хлеб)

8. Мука из ржи – какая? (ржаная мука)

9. Хлеб из пшеницы – какой? (пшеничный)

10. Поле с пшеницей – какое? (пшеничное), а поля - какие? (пшеничные поля)

11. Мука из пшеницы – какая? (пшеничная мука)

 

Хорошо! Дети, что чаще всего изготавливают из пшеничной муки? (хлебобулочные изделия)

 

- Приглашаю вас к доске, на которой вы видите  слова.  Прочитайте эти слова:  «БАТОН»  «ПРЯНИК» (дети читают вместе)

- Что это такое?  (это хлебобулочные изделия)

 

             4.     Вам задание: выполните упражнение «Составь звуковые схемы слов»

 Цель: совершенствования навыка звукового анализа слов.

             - Вставайте за столы напротив доски на свои места по двое. Воспитатель ставит на столы напротив доски контейнер с фишками для звукового анализа.

-Ещё раз чётко произнесите названия изделий, написанных на доске. (Дети ещё раз раз читают названия, воспитатель убирает слова).

-Сколько звуков, букв в каждом слове? (пять, шесть)

- Составьте звуковые схемы этих слов. Затем поясните, почему получились такие схемы.

Дети  составляют  схемы на столах, 2-3 ребёнка поясняют, почему у них получились такие схемы.  

Воспитатель оценивает их работу. Предлагает детям убрать фишки в контейнер.

 

 

  1. А теперь будем разгадывать ребусы.

 Цель. Развитие мышления, навыков звукобуквенного анализа.

 

- Оставайтесь за столами. Предлагаю вам рассмотреть на доске картинки с ребусами. В них спрятаны слова – названия хлебобулочных изделий. Как мы будем их разгадывать? Дети, рассуждая,  разгадывают ребусы.

На первой картинке написан слог пи и нарисован рог, вместе слово ПИРОГ. На второй картинке изображён баран и приписан слог ка, значит это слово – БАРАНКА.  На третьей картинке изображён караван верблюдов, н зачёркнута, вместо неё нужно приставить й, получается слово КАРАВАЙ. Верно! Ребусы разгаданы.

 

  1. Подвижное упражнение «ЗЁРНЫШКО»

 Цель.  Развитие общей моторики, координации движений с текстом.

 

Дети встают на ковре врассыпную лицом к воспитателю.

 

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало. (потягивание руками вверх и встают)

Дождик землю поливал,     (прыжки)

И росточек подрастал (тянутся на носочках вверх)

К свету и теплу тянулся (тянутся)

Колосочком  обернулся. (повороты вправо и влево)

 

  1. Упражнение с разрезными карточками – пазлами «Составь слово».

Цель. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

 

Давайте подойдём к 2 столам, на одном вперемешку разложены разрезные карточки - пазлы с первыми слогами слов, на другом вторые слоги слов. Прочитайте слоги, разделитесь на пары и каждая пара на своём столе составляет из них одно слово по теме «Хлеб и злаки». Старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.

Дети составляют и читают слова.

 

8. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Цель. Развитие тактильных ощущений.

-Проводится игра «Узнай на ощупь». Садитесь на стулья на край ковра и  поочерёдно с завязанными глазами  на ощупь определяют и называют крупы в одной из ёмкостей. Если крупа названа правильно, остальные дети хлопают в ладоши, если неправильно, то игроку предоставляется вторая попытка.

 

  1. Словесная дидактическая игра  «Подскажи словечко».

 Цель. Развитие речевого слуха, внимания, чувства рифмы.

 

- Становитесь в круг. Сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и подбирать рифму к словам. Начинаем игру «Подскажи словечко». Я загадываю загадки, а вы внимательно прослушиваете их до конца, когда я подниму руку, все вместе отгадываете – подсказываете ответ.

 

1. На одном большом заводе,

Он, и не кирпичный, вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Потому что,  это … (хлеб)

 

2. Если в хлебе в серединке

Есть капуста иль творог,

Если в хлебе есть начинка

Получается… (пирог)

 

3.Тесто заварено прямо на печке,

Это пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь его вечером и спозаранку,

Круглую  вкусную чудо - … (баранку)

 

4. Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он,

Это  нарезной… (батон)

 

5. Румяная круглая лепёшка,

Сверху творога немножко.

Мягкая, словно подушка,

Это же наша … (ватрушка)

 

6. Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин… (калач)

 

7. Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печётся… (булочка)

 

8. В день весёлых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Да ведь это… (каравай)

 

-Молодцы! Вы были внимательными и легко подобрали рифмы.

 

  1.            Игровое упражнение «Кто быстрее?».

Цель. Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, звукопроизношения, темпа и ритма речи).

 

- Проведём игру - соревнование, проверим, кто быстрее всех, правильно и чётко сможет три раза повторить скороговорку, которую мы выучили:  «С мышами во ржи подружились ежи,

                             Ушли в камыши – и во ржи ни души».

Дети стоят в кругу и по очереди выполняют задание и определяют победителя.

 Все аплодируют ему.

 

Заключение. Воспитатель предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли и оценить работу друг друга.

 

  1.  Подвижная игра «Варим кашу».

 Цель. Координация речи с движением.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и поиграть в знакомую игру.

 

 После завершения игры предлагается раскрашивание картинок  за столами на тему «Хлеб. Злаки» цветными карандашами с целью  развития тонкой моторики.

Дети выполняют задание.