Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи" | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Формирование фонематического восприятия, по мнению многих исследователей (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Т. Б. Филичева и др.) занимает важное место при коррекции общего недоразвития речи. Развивая фонематическое восприятие у дошкольников, мы оказываем положительное влияние на становление всей фонетической базы речи ребенка, что в свою очередь способствует формированию правильной слоговой структуры слова.
Стойкого и правильного звукопроизношения у дошкольников можно добиться только при хорошо сформированном фонематическом восприятии. В дальнейшем это окажет положительное влияние на освоение навыков чтения и письма
Фонематическое восприятие – это наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим понимается способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин под ним понимал «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность воспринимать в речевом потоке фонемы и различать звуки в их последовательности в словах, обеспечивающая понимание слов и их значений.
Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.
Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:
Различение и узнавание неречевых звуков
Работа по данному направлению предполагает формирование у дошкольников умения дифференцировать и узнавать неречевые звуки, при помощи подбора специальных упражнений и игр. Сформированные в процессе данной работы навыки слухового внимания и памяти способствуют в дальнейшем развитию у детей умения различать и дифференцировать речевые звуки.
Игры и упражнения:
«Не зевай, нужную игрушку (картинку) поднимай».
Перед ребенком разложены в ряд несколько игрушек: барабан, колокольчик, дудочка. Логопед показывает, как звучат эти игрушки, а потом предлагает ребенку поиграть с ними и обратить внимание как звучит каждая из них. Затем игрушки закрываются ширмой, а ребенку предлагается определить, что звучало. Если речевые возможности ребенка не позволяют назвать звучащую игрушку, он показывает ее на картинке. Количество игрушек увеличивается с трех до пяти.
«Что гремит».
Данная игра проводится аналогично предыдущей, только в ней используются различные гремящие предметы, игрушки, сыпучие материалы.
«Топни-хлопни».
Ребенку предлагается топнуть ножкой, если он услышит звук бубна, и хлопнуть в ладоши, если услышит звук барабана.
«Хлопни как я».
При проведении данного упражнения могут быть использованы разные источники звука. Это может быть отхлопывание, отстукивание или звучание музыкальных инструментов(бубен, ложки, барабан, погремушка).
Варианты игры:
– отхлопывание (отстукивание) ритма по подражанию за логопедом на слух и со зрительной опорой на схему;
– отхлопываниена слух ритмического рисунка без опоры на схему.
– по схеме самостоятельно отхлопывать ритмический рисунок.
Различение дефектного и правильного произношения
Данное направление подразумевает воспитание у детей навыков слухового контроля, так как умение различать нарушенное и правильное произношение фонем содействует развитию фонематического слуха и улучшает качество звукопроизношения.
Игры и упражнения:
«Недовольный Федя».
Логопед просит детей внимательно послушать ряд слов или отдельно взятую фразу. Если дети услышат неправильное произношение какого-либо звука, они должны поднять карточку с изображением недовольного Феди.
«Помоги Незнайке».
Логопед говорит ребенку что, Незнайка не знает, как надо правильно произнести слово, затем намеренно искажает произношение звуков в слове или фразе. Детям предлагается исправить ошибки, которые допустил Незнайка.
«Учитель».
Ребенку предлагается рассмотреть карточки с изображением различных предметов, затем просят его побыть в роли учителя. Для этого логопед просит внимательно его послушать, если картинка называется неправильно — ребенок исправляет логопеда, либо подает условный знак, например, звонит в колокольчик.
Произносимые слова: Сянки, шанки, санки, ванки, танки;
Банка, панка, бьянка, танка, баянка.
Узнавание и различение слов похожих по звуковому составу
По ходу логопедической работы упражнения и игры направленные на дифференциацию слов постепенно усложняются. Сначала детям предлагаются слова, которые отличаются только несколькими звуками, а затем переходят к словам, которые отличаются одним звуком.
Игры и упражнения:
«Найди пару».
На столе, перед ребенком лежат картинки с разными и близкими по звучанию словами. Ребенок должен найти для каждой картинки пару с похожим по звучанию словом.
«Похожие слова».
Логопед произносит слово и предлагает детям подумать и назвать слова, которые будут близки по звучанию к данному слову (дог — ток, день — тень, киска — миска, коза — гроза).
«Прятки»
.Логопед объясняет ребенку, что одно слово спряталось, а что бы его найти, нужно внимательно послушать ряд слов и отгадать какое из них отличается от остальных: утенок, котенок, утенок, утенок; мишка, мишка, мишка, миска. «Подбери слово».
Ребенку читается стихотворение из двух строчек. Последнее слово в первой строчке интонационно выделяется. Далее дается задание, выбрать из предложенных слов, то которое будет звучать в рифму и подходить и по смыслу: Как бы Дима ни хотел, самолет (не побежал, не полетел, не поплыл). Наша Даша в воскресенье, отмечает … (День Победы, Новый год, День Рождения)и другие аналогичные варианты.
Различение слогов близких по звуковому составу
Для того что бы научить детей дифференцировать слоги, которые различаются одним или несколькими звуками, им предлагают повторять слоги с разными гласными и согласными, с фонетически далекими и близкими звуками. Слоги, используемые в упражнениях, могут быть закрытые и открытые со стечением и без стечения согласных звуков.
Игры и упражнения:
Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и разными гласными: да-ды-до, му-мэ-мы и т. д.
Воспроизведение слогов с одинаковым гласным и разными согласными:
та-ха-ка, ны-мы-вы.
Воспроизведение слогов, которые отличаются по глухости-звонкости:
та-да , па-ба-па.
Если у ребенка возникают трудности при дифференциации звуков по звонкости-глухости, можно предложить ему приложить руку к горлу и обратить внимание, что при произнесении звонких звуков горлышко звенит — есть голос, при произнесении глухих звуков горлышко — молчит — нет голоса. Затем поиграть в игру: «Звонкий — глухой». При произнесении слога со звонким согласным — звонить в колокольчик, с глухим согласным — прикладывать пальчик ко рту.
Воспроизведение слогов, которые отличаются по твердости-мягкости:
па-пя ,му-мю
Проговаривая данные слоги можно поиграть в игру: «Твердый — мягкий». Сначала логопед просит ребенка поднять вверх мягкую игрушку, затем — твердую. Далее ребенку объясняется, что звуки тоже бывают мягкие и твердые. После этого логопед произносит слоги и просит ребенка поднять мягкую игрушку, если он услышит слог с мягким звуком и твердую игрушку, если услышит слог с твердым звуком.
Воспроизведение слогов, в которых количество согласных звуков при стечении увеличивается: ка-тка ,та-фта.
Воспроизведение слогов с разными гласными звуками и стечением одинаковых согласных:
нкы-нка-нко-нку, хту-хты-хтэ-хта.
При повторении серий слогов могут, так же проводится игры: «Эхо».
Дети сидят в кругу. Логопед говорит на ушко одному из детей один слог или серию слогов, далее они шепотом передают друг другу этот слог, а последний, произносит его вслух. По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность.
«Передай другому».
Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые ряды и бросают или передают друг другу мяч.
«Найди лишний слог».
Логопед предлагает детям внимательно послушать слоговой ряд и найти слог, который отличается от других слогов, он и будет лишним:
фа-фа-фо , нка-нпа-нка.
Различение акустически близких звуков
Перед тем как приступить к дифференциации звуков необходимо уточнить их артикуляцию и слуховой образ Для дифференциации используются согласные и гласные звуки, начиная с акустически далеких и постепенно переходя к акустически близким. Звуки различают и сравнивают сначала изолировано затем в слогах и словах. К каждому звуку подбираются определенные зрительные образы ,поэтому данные упражнения помимо работы над дифференциацией звуков включают в себя развитие слуховой и зрительной памяти.
Игры и упражнения:
«Кто подал голос».
На столе перед детьми стоят игрушки каждой из которых логопед присваивает условное звучание (например: мышка — пищит п-п-п, лягушка — квакает к-к-к, гусь — гогочет г-г-г).Затем логопед произносит один из условных звуков и предлагает детям отгадать, кто подал голос?
«Будь внимательным».
Детям предлагается прослушать звуковой ряд и повторять за логопедом только заданный звук. Затем задание усложняется, и повторять нужно слоги, а далее слова с определенным звуком. Вариантами данной игры могут быть задания с использованием разных игрушек, например, если услышишь звук т, — нажми на звоночек или услышишь звук г, — покажи петрушку, или лови мячик только когда будешь слышать звук л, если я буду произносить другие звуки кидай мне мяч обратно.
«Подбери картинки».
Логопед предлагает детям подобрать картинки на заданные звуки. Например: Твердые — мягкие . Картинки, в названии которых слышится твердый звук, поставь возле кирпичика, а те, в которых услышишь мягкий звук — возле ваты.
Звонкие — глухие. Игра проводится с использованием фонетических символов. Детям предварительно объясняется значение символов. Звонкий звук — колокольчик, глухой звук — колокольчик перечеркнут. Затем дети расставляют картинки возле символов.
Шипящие — свистящие. Игра проводится с использованием фонетических символов согласных звуков, аналогично игре со звонкими и глухими звуками.
«Магазин».
На столе лежат перевернутые карточки с изображением фонетических символов согласных звуков, рядом стоят игрушки. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, переворачивают ее, называют звук, который обозначает данный символ, затем выбирают себе игрушку, название которой начинается на выбранный ими звук.
Занятия по формированию фонематического восприятия должны строиться с учетом дидактических принципов:
· Комплексности – когда воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений осуществляется логопедом, воспитателем и родителями;
· Максимальной опоры на различные анализаторы – формирование высших психических функций, сложного процесса организации функциональных систем – зрительной, кинестетической, двигательной;
· Поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину) - работа над заданием в определенной последовательности;
· Учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – выполнение задания возможно с дозированной помощью взрослого;
· Усложнения материала – включение трудностей в коррекционную работу;
· Онтогенетического – обучаем с учетом последовательности формирования фонематических представлений в онтогенезе.
Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Как показывает практика, использование в логопедической работе разнообразных заданий способствует созданию положительного мотивационного настроя у детей и помогает поддерживать интерес к занятиям на протяжении всего периода обучения.
Не следует забывать и о том, что большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить навыки в бытовые ситуации. Детям не навязчиво предлагается выполнить задания в разных режимных моментах. Важным условием для занятий по формированию фонематического восприятия и обучения грамоте будут являться использование игровых ситуаций и зрительной опоры. Так как проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать не только педагогические, но коррекционные задачи в естественных для детей условиях игровой деятельности.
Многие дети с общим недоразвитием речи имеют слабую координацию пальцев рук, у них наблюдаются моторная неловкость, неточность движений. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за тонкую моторику, – важный элемент в системе логопедического воздействия. Но, не следует развитие тонкой моторики проводить изолированно, можно совместить несколько целей. Например, данный вид работы использовать на занятиях по обучению грамоте для развития фонематических процессов, звукового анализа.
В качестве материала для игр могут выступить самые простые и доступные предметы. Таким материалом могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы. Подбирая оборудование к занятиям, можно использовать известные детям игрушки, предметы. Так, реализуя цель – развитие навыка слогового анализа и выполнения конструктивных действий, можно использовать пирамидки, бусинки, леску, прищепки, разноцветные пуговицы.
Приведем ниже 2 варианта игр:
Игра «Пирамидки». Ребенку предлагается нанизывать на стержень пирамидки справа столько колец, сколько частей (слогов) в слове «машина», а на стержень пирамидки слева – столько колец, сколько слогов в слове «ваза». Затем сравниваем слова: где колец больше, то слово длиннее; какое слово длиннее, почему?
Игра «Бусинки». Ребенку предлагаются бусинки разного размера и леска, их которых нужно собрать бусы. – если в слове 3 слога, нанизывай большие бусинки, если 2 слога – нанизывай 2 маленькие. Напомним, что ребенку с двигательными нарушениями и моторной неловкостью будет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, в этом случае необходимы совместные действия. Вместо бусин можно использовать пуговицы и др.
Все выше перечисленные принципы и условия, необходимые для развития и коррекции недостатков фонематических функций существенно влияет на снижение риска возникновения дисграфий, обусловленных недостаточной сформированностью механизма языкового уровня овладения грамотой.
Литература:
Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. — СПб.:РГПУ им. Герцена. Союз, 2000.
Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. — М.: Книголюб, 2008.
Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. — М.: ВЛАДОС, 2013.
Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Иркутск: Изд-во «Папирус», 2008. – 24 с.
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (библиотека журнала «Логопед»).
Корнев А.Н, Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб, «Паритет», 1999 г. – 48 с.
Отакулова Э.М. Игры с прищепками. «Логопед», № 3, 2010 г, С. 79.
Стужук Ю.О, Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФНР. «Логопед», №1, 2008 г.
- Мне нравится (10)
Комментарии
Полезная статья.Обязательно
Полезная статья.Обязательно использую в коррекционной работе.