Современный воспитатель
Современный воспитатель. Каким он должен быть?
Эпоха, время, социальные условия жизни в стране касаются каждого человека с его особенностями, заботами, талантами, проблемами. Но есть люди, без которых общество не может жить и развиваться. Так уж повелось, что рядом с ребенком с детства находятся мама, папа, родные и близкие, но есть ещё один человек, имя ему – Воспитатель. О нем сегодня и пойдет речь.
Если открыть толковый словарь Ожегова и найти слово «Воспитатель», оно имеет два значения: человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь и другое - специалист, занимающийся воспитательной работой. Можно заглянуть и на сайт «Википедия», где имеется такой ответ - это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста. И профессия эта существует уже несколько столетий. И в наше время, она так же актуальна. Ведь то, что воспитатель «вкладывает» сегодня в своих воспитанников, те качества и умения, знания и навыки, культуру и нравственность, и просто свою любовь, такое общество мы и получим в будущем. А как же нам всем хочется быть счастливыми и жить в счастливом мире!
Прежде всего воспитатель – это человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому, он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества. К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни.
Воспитатель для детей – человек, который всё знает, всему учит, и «мама», и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер! Если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать «скучным взрослым», быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!
Он должен уметь петь, танцевать, знать все развивающие методики и педагогические технологии и активно использовать их на занятиях с детьми в детском саду. А так же знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение этими знаниями помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Надо уметь формировать у ребенка разнообразных доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения и родного языка, и элементарных основ математики, и окружающей его природы и предметов, и развития изобразительной деятельности и т. д. И делать это так искусно, как бы ни навязывая особо готовых схем, а развернуть пространство детской реализации в игровой деятельности. И быть может тогда у нас будет больше «Энштейнов». Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам труда. А так же воспитывать и дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры или труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться и помогать друг другу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой.
Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию, искусство. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Он всегда должен быть интересен для своих детей. Несомненно, надо быть творческим человеком. И ему надо очень много читать. Надо хорошо знать не только детскую художественную литературу, но постоянно повышать свой уровень знания и современной литературы, литературы как художественной, так и профессиональной и даже научно-теоретическую.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Развлечь детей весёлой потешкой. А малыши, одеваясь с удовольствуем, узнали бы «Куда ушли колготки? В деревню «Потеряево», Ох, бедные сиротки», а детям постарше понравилась бы подвижная народная игра или хоровод. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
Необходимые качества современного воспитателя – это терпение, доброжелательность, толерантность ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Надо быть не просто коммуникабельным, а обладать умением «слушать» и корректно доносить информацию. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Великий педагог Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».
Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. А любовь и счастье всегда рядом, поэтому современный воспитатель должен иметь широкую душу, много любви, и от того, что ты это отдаёшь другим, быть счастливым! А я хочу жить в счастливом обществе и мире!