Консультация для воспитателей

Чипчигина Светлана Викторовна

Мы живём в большом городе – Балашиха, поэтому окружающая среда нашего города, сильно влияет на здоровье детей – это состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удалённость значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения. Большое значение для жизни человека в большом городе являются растения. Поэтому в наш век технического прогресса человек всё сильнее тянется к природе. Как приятно после городского шума и смога насладиться звуками и запахами леса! Но отдыхая в лесу, необходимо и взрослым и детям соблюдать «правила друзей природы». Поэтому я и решила зоострить внимание на данную проблему и провести консультацию для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologii.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 50»

Консультация для воспитателей на тему

«Экология и здоровье детей».

Выполнила воспитатель:

Чипчигина С.В.

Балашиха

2019-2020 г.

Мы живём в большом городе – Балашиха, поэтому окружающая среда нашего города, сильно влияет на здоровье детей – это состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удалённость значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения. Большое значение для жизни человека в большом городе являются растения. Поэтому в наш век технического прогресса человек всё сильнее тянется к природе. Как приятно после городского шума и смога насладиться звуками и запахами леса! Но отдыхая в лесу, необходимо и взрослым и детям соблюдать «правила друзей природы».

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда жалей её.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Однако, по воле случая или по неопытности, каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Главная проблема заключается в том, что многие люди совершенно теряются, оставшись без продуктов, медикаментов, средств связи, ориентирования. Это может случиться и с взрослым человеком. А что происходит с ребёнком, лишённым элементарного жизненного опыта? Как научить дошкольника правильно вести себя в такой ситуации?

Если ребёнок заблудился или потерялся в лесу, как нужно вести себя?

1. Необходимо «украсить» дерево своими вещами.

2. Построить себе укрытие из веток дерева от дождя и ветра.

3. Периодически звать на помощь

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам.

Прислушивайтесь к птицам.

Прикладывайтесь к родникам.

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг.

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так.

Через одно мгновенье.

Как известно, человек формировался среди природы и связан с ней тысячами нитей. Существует даже в медицине термин – природотерапия – использование ресурсов природы в лечении. Или в профилактике заболевания.

Сейчас поговорим о ландшафтотерапии. Те, кто работает в этой области науки, утверждают, что живописный ландшафт природы поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний.

Дуб располагает к отдыху, навевает покой. Недаром он был объектом поклонения у многих народов.

Плакучие кроны ив как бы укрывают, успокаивают, защищают. И тем самым привлекают детей с повышенной нервной возбудимостью.

Сосняки с сухим воздухом используют для лечения с легочным заболеванием.

Хвойный лес – благоприятно действует на больных с заболеванием сердечнососудистой системы.

Прикосновения к одному виду деревьев очень полезны (расстояние между деревом и человеком должно быть 1,5 см.)

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье.

Во время прогулок, целевых походов, экскурсий и повседневных наблюдений с детьми изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка д/с, улиц, двора и т. д., мы увидели неприятную картину: свалки мусора, причем разнообразный мусор валяется даже на тротуарах. Мало того, что мусор портит вид, он еще является источником неприятного запаха, а главное – источник различных инфекционных заболеваний. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город, улица, двор были чистыми и ухоженными?», они говорили, что не надо мусорить.

Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать?

Предложить детям из коробок изготовить кормушки для птиц, из пластиковых бутылок – совочки, формочки для песка или снега, а из баночек и бутылочек из-под йогурта смастерить интересные поделки и т. д.

Оказывается, отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать.

Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!

Особой заботой воспитателя является благоустройство и озеленение прогулочных участков, экологических троп, уход за цветниками, создания комфортных условий для прогулок детей в любое время года и в любую погоду. Вместе с детьми выращиваем многолетние и однолетние цветы, овощи и ягоды.

Хорошо бы разнообразить и оживить садовый дизайн участка, сделать его более сказочным и познавательным, например, оформить клумбу «Цветочные часы», где дети могли бы знакомиться с циферблатом; сделать «Сову» или «Веселую семейку» из бросового материала (бочки, тазики, - эти композиции обогащали бы эмоциональное восприятие детей. Для детских посиделок можно сделать шалаш из живых ивовых прутьев или маленькую беседку из роз – «Розовый салон». Среди деревьев устроить японский сад камней, между камнями и валунами посадить туи, можжевельник, церсис, флоксы, седум, а на ветках дерева повесить японский фонарь. Хорошо бы на участке разместить небольшой водоем с кувшинками, прибрежным ирисом, плавающим водяным гиацинтом.

Гуляя по своему участку ребенок должен иметь возможность вздохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, посидеть в шалаше, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Опять зима. Наш детский сад окружен безрадостным городским зимним пейзажем с не очень чистым снегом, припорошенным гарью, с «химическими» проталинами на тротуарах, посыпанных солью. Редкие зеленые пятна городских хвойных деревьев, плохо чувствующих себя в мегаполисах, не в состоянии оживить зимний пейзаж.

Несмотря на превратности климата, дети не должны страдать от отсутствия «зеленого, живого и прекрасного». Групповую комнату можно украсить зелеными, цветущими комнатными растениями, которые играют эстетическую и гигиеническую роль: улучшают наше настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивают микроорганизмы. В зимние вечера за ними можно наблюдать, делать зарисовки, читать «Сказки о домашних цветах» Л. В. Скребцова, проводить исследовательские работы и опыты. На подоконниках групповой комнаты, для укрепления организма детей, можно выращивать зеленый лук, чеснок, петрушку и укроп, а для попугаев – вырастить зелень в самодельных чудесных «ежиках». Для положительного эмоционального подъема детей можно вырастить из различных растений сказочный «зеленый остров».

Чем больше в комнате растений, тем чище атмосфера, тем больше в ней кислорода и меньше микробов.

Дети более впечатлительны, чем взрослые, больше нуждаются в любви и чувстве защищённости, поэтому так важно, чтобы обстановка групповой была уютной, красивой, удобной и способствовала развитию ребёнка, в частности формировала его сенсорику – восприятие вкуса, формы, цвета, запаха.

Комнатные растения должны быть красивоцветущими с яркоокрашенными цветками и плодами, без запаха с лёгким приятным ароматом. Если у ребёнка нет аллергии на ароматы растений, запахи лимона, жасмина, розы или мурайи укрепят иммунитет. Колючим и ядовитым растениям не место в группе, тем более что они, как правило, обладают агрессивной энергетикой, вносящей дисбаланс в атмосферу дома. А вот лекарственные и съедобные культуры (алоэ, каланхоэ, лимон, наоборот наделены целительной, гармонизирующей энергией.

Цветы – замечательное воспитательное средство. Ухаживая за ними, ребёнок становится не только аккуратным и ответственным, он учится любить и проявлять заботу.

Родная природа – могущественный источник, из которого человек черпает знания и впечатления. Мы рождены природой и никогда не потеряем связи с ней.

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету;

Во всей вселенной

Совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Человек лишь её частица, а Природа вечна и бесконечна. Она – всё.

И поэтому – не навреди!