Роль нетрадиционной техники в развитии сенсомоторных способностей у детей раннего возраста
.Роль нетрадиционной техники в развитии сенсомоторных способностей у детей раннего возраста
Чемисова Татьяна Федоровна, город Нарьян-Мар, ГБОУ НАО «СШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», воспитатель.
«Техника пластилинографии позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми» Г.Н. Давыдова
Период раннего детства – один из важных периодов развития человека, который характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания /профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания/. Дети появляются на свет с еще не способными к активному функционированию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш в раннем возрасте сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием… Каждый ребенок это воспринимает. Но если это происходит без грамотного педагогического руководства, оно может оказаться поверхностным, неполноценным.
Конкретно для моей группы раннего возраста «Капелька» возникла необходимость заняться с детьми рисованием пластилином потому, что:
-был не совершенен сенсорный опыт /не знали основные цвета, путали синий с зеленым; плохо ориентировались в формах, величине предметов/, многим детям дома пластилин был не доступен;
-совершенно не ориентировались в пространстве;
-у некоторых малышей присутствовал тремор руки, моторика пальцев была развита крайне слабо;
-у большей половины детей наблюдалась адаптация к детскому саду средней тяжести.
Была составлена программа «Веселый пластилин», целью которой предусматривалось - повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по сенсомоторному развитию детей раннего возраста через занятия пластилинографией. Решались задачи:
- изучить методическую литературу и технологии по теме;
-выявить особенности развития творческих способностей детей раннего возраста;
-способствовать развитию интереса к пластилинографии среди взрослых /помощников воспитателей, родителей/ и детей;
-обучить приемам выполнения изибразительных работ в данной технике;
-побуждать к проявлению индивидуальности, способствующей более быстрой адаптации малышей к новым условиям жизни в детском саду;
-способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию /восприятие фактуры, цвета, веса, пластичности материала/;
-развивать фантазию, воображение, проcтранственное мышление, мелкую моторику кисти, синхронизацию действий обеих рук;
-формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивая начальные навыки самоконтроля за выполненными действиями;
-«поставить» на ступеньку к развитию таланта ребенка;
-способствовать эмоциональной разгрузке.
Формы работы:
-совместная деятельность с детьми: рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, готовых работ в технике пластилинографии с целью возникновения интереса к предстоящему творчеству.
-Наблюдения за занятием пластилинографией помощников воспитателей, старших детей, родителей.
-Экспериментирование /смешение цветов; сравнение нагретого в горячей воде пластилина и холодного/; опыты с материалом, цветом.
-Изготовление подарков ко дню Матери «Бусы и звездочки», к 23 февраля - на диске – «дорисовывание» пластилином деталей танка, к 8 Марта – картинка «Солнышко и подснежники».
-Просмотр слайдов по теме.
-Чтение самосочиненных тематических потешек, маленьких сказок.
-Дидактические игры с цветом: «Привяжи ниточку к шарику», «Закрой окошко, «Составь цветок», «Построй башню по такого же цвета» и т.д.; формой «Веселый паровозик», «Заштопай одеяло»..,; величиной «Матрешки», «Пирамидки», «Машинки – в свой гараж!...».
Дети усвоили приемы лепки при активном участии пальчиков и ладони: отщипывание кусочков пластилина от целого; раскатывание круговыми движениями ладоней или пальцев шарика, а прямыми – колбаски; сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы; прикрепление к основе; оттягивание от круга /лучики у солнышка/, от овала /ножки у жука/.
Использовался способ организации чувственного опыта детей - активное обследование предмета перед лепкой в ходе занятий, игр или специальных упражнений. Работа по активному восприятию и наблюдению предмета с детьми этого возраста проводилась индивидуально и группами. Например, предлагалось детям подержать в руке помидор, провести по нему рукой, почувствовать его вес, плотность /помидор тяжелый, большой, круглый, красный/; после знакомства с предметом ребенок сам должен будет слепить такой же круглый помидор /или такой же круглый мяч и т.д./. Проводя обследование предмета перед его изображением из пластилина, концентрировалось детское внимание на этом предмете, малыш знакомился с его конкретными свойствами, т. е. формировался сенсорный опыт ребенка.
Формы отчетности:
-беседы: «Мама, дай пластилин!», «Творим дома!», мини-консультации с родителями, педагогами групп раннего возраста по проблеме развития творчества посредством пластилинографии и ее значении для детей: «Пластилин и быстрая адаптация к ДУ, в чем связь?», «Развиваем сенсорные способности ребенка через занятия с пластилином», «Рисуем пластилином играя»;
-серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных индивидуально, в подгруппах, совместно с родителями в уголке «Веселый пластилин»;
-создание группового альбома детских творческих работ; фотогалереи;
-регулярная публикация по результатам работы с пластилином на родительской страничке в «Viber»; публикация работы на сайте «Новые достижения»;
-вовлечение родителей в совместный процесс работы с пластилином через «Пластилиновые заплатки» (домашние ручные умелости), оформление яиц к Пасхе; создание открыток к праздникам;
- участие в роли куратора Алины Рыбаковой в международном декоративно-прикладном конкурсе «Волшебный мир Пасхи» (Диплом, 1 место) на сайте «Новые достижения».
Сравнительный анализ диагностики на начальном и конечном этапах развития сенсорных эталонов, ручной умелости подтвердил значимость и эффективность нетрадиционной техники - пластилинографии в сенсомоторном развитии малышей, кроме этого, дети с удовольствием шли в группу, зная что их пальчики будут опять творить чудеса с пластилином.
Литература
1.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. Москва, 2008.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. Москва 2008.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Москва, 2008.
4. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, 2004.
5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М., 2010.
- Мне нравится (7)
Комментарии
Очень интересно, спасибо!
Очень интересно, спасибо! Возьму на заметку!