Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Каждый ребёнок изначально талантлив и
даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Аннотация статьи: Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. В статье представлен опыт работы по данному игровому методу обучения, способствующему созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимающей психологическую и физическую напряженность, обеспечивающую восприятие нового материала, обобщение и закрепление пройденного.
Ключевые слова: технология ТРИЗ, круги Луллия, интеллект, творчество, речь, дети.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких ориентиров является овладение ребенком основными культурными способами деятельности. Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
«Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям. Во-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).
- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;
- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.
В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.
В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги. В работе использую четыре типа заданий.
1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяю картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Учу ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.
Инструктаж о последовательности работы в группе.
- Перед началом работы повторяю этапы совместной работы в группе.
- При решении задач в играх, воспитанники, должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные их предложения.
Для детей 3-4 лет использую только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, при помощи игры «Детки потерялись» (3-4 г). На сектор малого круга прикрепляются изображения детенышей домашних животных. На столе лежат картинки с изображением взрослых домашних животных. Воспитатель при помощи стрелки выбирает первую картинку с детенышем животного, дети должны найти его маму (взрослые животные выкладываются на большом круге). Потом происходит усложнение игры, воспитатель прокручивает круги, картинки перемешиваются, и дети опять соединяют мам и детенышей.
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок (4-5 л.) самостоятельно выбирает, какую чашку для мамы он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы чашек, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2009.
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ).