Аналитический отчет о применяемых образовательных технологий

Ковалевская Ольга Павловна

О Т Ч Ё Т

об использовании педагогических технологий

воспитателя МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»

Ковалевской Ольги Павловны.

 

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Поэтому с целью повышения эффективности педагогического процесса, обеспечения полноценного разностороннего развития каждого воспитанника я особое внимание уделяю следующим современным образовательным технологиям:

 

1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

2.Технология проектной деятельности.

3.Личностно – ориентированные технологии.

4.Здоровьесберегающие технологии.

1. Информационно-коммуникативные технологии

     Учитывая требования, выдвигаемые современным обществом, стараюсь активно использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности помогает мне:

1.Осуществлять подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер). Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Он позволяет мне быстро, качественно и красочно изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое.

2.Осуществлять подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомится со   сценариями праздников, родительских собраний и других мероприятий. В своей работе использую следующие интернет-ресурсы:

Поисковые системы:

http://www.Yandex.ru – Яндекс;

 http://www.Google.ru – Google.

Посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста:

http://www.solnet.ee. Сайт предлагает консультации и рекомендации психолога для родителей, воспитателя, содержит настольные игры, игры на смекалку, на развитие речи, на развитие музыкального слуха, рассказ по картинкам, пальчиковые игры; игротека; развивающие компьютерные игры; умелые ручки и многое другое;

 http://vospitatel.resobr.ru/ - Журнал «Справочник старшего воспитателя". Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ. 

http://www.gallery-projects.com - Журнал "Детский сад будущего" опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ; разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков; новые идеи и интересные находки Ваших коллег;

- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru;

на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru  в разделе семья и дети представлены сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду и о многом другом;

«Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий;

http://www.nanya.ru – «Няня». Главный семейный портал страны. Всё о детях и семейных отношениях. Основные разделы: воспитание, образование, советы родителям, тематические конференции. Авторитетно. Профессионально. Полезно;

http://www.solnet.ee – Детский портал «Солнышко». Проект ориентирован на три основных группы посетителей: на детей (игры, конкурсы, сказки, раскраски, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом, форумы); на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки); http://www.solnet.ee/school/index.html - Страница «Виртуальная школа» - уроки, тексты, иллюстрации по темам: готовность к школе, обучение истории, математике, русскому языку; рисование, лепка.

http://www.tikki.ru/skazki - Сказки и детские песенки в MP3. Каталог сказок и детских песен, которые можно скачивать бесплатно. Музыкальные сказки;

http://www.psy.org.ru - Нейропсихология детского возраста. Сайт создан сотрудниками «Центра интеллектуального развития ребенка», основанного на базе кафедры клинической психологии Московского Психолого-Социального института. Содержит статьи, аннотации книг по нейропсихологии детского возраста.  

 http://www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей». Федеральные и межведомственные программы. Воспитание. Направления дополнительного образования детей. Детский отдых;

 http://playroom.com.ru. - Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы;

http://ladushki.ru – «Ладушки». Сайт для малышей и малышек, а также их родителей. Галерея детских рисунков. Детское литературное творчество. Поделки. Живая азбука. Весёлая математика. Полезные ссылки («Каталог детских ресурсов», «Игра в глину», «Занимательная физика в вопросах и ответах»;

http://kinklub.com - Каталог детских сайтов. В каталоге представлены сайты только с детской тематикой. Детская поисковая система АГА;

http://skazkater.narod.ru - Сообщество сказкотерапевтов. Терапевтические сказки, ссылки на коллекции сказок;

http://www.e-skazki.narod.ru – «Сказка для народа - новости мира сказок». Самые различные народные и авторские сказки со всех уголков планеты.

http://www.forkids.ru – «Отдых и досуг детей». Сайт имеет ссылки на дружественные ресурсы. Сайты для детей. Сайты для родителей. Для всей семьи. Спортивные ресурсы. Активный отдых. Другие ресурсы;

http://doshkolnik.ru  - Журнал "Воспитатель ДОУ" ценнейший опыт лучших ДОУ; четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь); не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка;

http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть, как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а также послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

http://teramult.org.ua/ Сайт «Старые мультфильмы»;

http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ;

http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»;

http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка». 

Каталоги библиотек. Электронные библиотеки:

http://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек;

http://www.dedushka.net – Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы;

http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей;

http://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики;

http://www.top-kniga.ru – «Топ-книга» – своего рода обозреватель книжных новинок с универсальной поисковой системой. Есть ссылки на Интернет-магазины, по средствам которых можно заказать любую книгу.

Энциклопедии, словари, справочники:

http://potomy.ru - «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы. Ежедневно на сайте появляются более десятка новых ответов от квалифицированных педагогов - учителей школ и воспитателей детских садов. Зарегистрировавшись, любой посетитель сайта, может задать свой вопрос. Воспитатели могут БЕСПЛАТНО размещать на сайте свои статьи;

http://www.rulex.ru – Русский биографический словарь. Выборка статей из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (биографии деятелей российской истории и культуры, статьи о русских полумифических и фольклорных персонажах), портреты, гербы;

http://www.rubricon.com - Рубрикон. Крупнейший справочно-энциклопедический Интернет-ресурс на русском языке. Сайт предоставляет доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий, словарей и справочников;

http://www.books.kharkov.com – В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Сайты детских писателей (поэтов). Музеи детских писателей (поэтов):

http://s-marshak.ru – «Недописанная страница - Самуил Маршак». Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Все произведения для детей, письма, фотографии и звуковые файлы, которые, дополняя литературное наследие автора, помогут лучше узнать и полюбить Маршака-поэта, переводчика, прозаика и редактора;

http://www.sky-art.com/andersen/index.htm - Небесное искусство. Ханс Кристиан Андерсен. Все произведения Х.К. Андерсена, переведённые на русский язык. Материалы о переводах и переводчиках Андерсена. Иллюстрации к произведениям писателя. Фотографии. Путевые заметки. Автобиография. Письма. Литература об Андерсене;

http://www.detlit.hut2.ru - Официальный сайт Товарищества детских и юношеских писателей России;  

http://www.uspens.ru – сайт Э.Н.Успенского. Все произведения Э.Н.Успенского. Издания на иностранных языках. Новые проекты. Персонажи. Фильмы по произведениям писателя (полный список).  

3.Обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, что вылилось в создание собственного мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования»: https://portal.ru/kovalevskaya-olga-pavlovna и на портале «MAAAM.ru» https://www.maam.ru/users/498852. На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе и о своей педагогической деятельности. Также принимаю активное участие во всероссийских и международных конкурсах.

4.Оформлять документацию, отчёты используя такие программы как:

Microsoft Office Word – работа с документами. Данная программа помогает мне в оформлении документов, сведений, справок и т.п.;

Microsoft Point – работа с изображениями;

Paint – помогает закрепить на занятиях по формированию элементарных математических представлений геометрическую форму, использовать элементарное моделирование на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим;

Microsoft Office Excel – работа с таблицами, диаграммами;

Microsoft Office Publisher – буклеты, объявления. Данная программа позволяет интересно размешать информацию для родителей, оформлять памятки;

Microsoft Power Point – презентации (педагогические советы, семинары, проекты). Используя данную программу, предлагаю вниманию детей разнообразные презентации.

5.Создавать презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Также презентации использую при выступлении на педагогических советах, семинарах, МО. Для обеспечения наглядности создала следующие презентации: «День победы», «День космонавтики», «Мини - огород», «Адаптация без слёз», «Визитная карточка группы» и др. 

На практике я применяю следующие информационные технологии:

1. Обучающие видеопрограммы для детей от 2-х до 7 лет «С тётушкой Совой»

  • по математике («Знакомство с цифрами, сложением, вычитанием»);
  • по ознакомлению с окружающим миром (по темам «Птицы», «Времена года», «Как звери к зиме готовятся» и другие),
  • по обучению грамоте («Знакомство с буквами»);
  • по ОБЖ и другие

Для просмотра программ в группе имеется телевизор и видеомагнитофон.

2. Компьютерные презентации, созданные мною, моими коллегами и педагогами других детских садов, использую при работе с детьми и родителями. Для просмотра созданных презентаций использую компьютер, находящийся в методическом кабинете и мультимедио, находящийся в музыкальном зале детского сада.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

     Мониторинг показывает, что использование ИКТ даёт положительный результат, дети быстрее и лучше усваивают материал. Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

2. В своей педагогической работе также активно использую технологию проектной деятельности.

Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что творческая инициатива и инициатива целеполагания и волевого усилия развита чуть выше среднего, а вот развитие коммуникативной инициативы и познавательной инициативы – любознательности находится на очень низком уровне. В связи с чем я изучила литературу по развитию познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста. Подобрала диагностические методики: Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативная карта развития дошкольника»; Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка».   

Мне необходимо было найти эффективные технологии и приемы, способствующие развитию познавательной активности и творческой инициативы у воспитанников моей группы. Я остановила свой выбор на проектной деятельности. «Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н.Е. Веракса).

Внедрение этого вида деятельности было необходимо для вооружения моих воспитанников универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. Проектную деятельность я решила использовать не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственную образовательную деятельность.

         В начале 2015 - 2016 учебного года я составила план работы, куда включила несколько педагогических проектов информационно-творческой направленности. Основанием для классификации проектов был доминирующий вид деятельности: исследовательский, творческий, информационный и практико-ориентированный проекты.

При организации проектной деятельности я применяла принцип интеграции (серию деятельности объединяла основной проблемой), направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Для использования в работе я отобрала методы и приемы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки.

В октябре 2016 года я провела родительское собрание «Роль проектного метода в развитии дошкольников», где рассказала о значимости совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям, предложила оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Также я подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектной деятельности.

Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность и социализированность не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка.

В сентябре 2018 года с целью формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; обогащения знаний и привития умений и навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях мною был организован проект «Чтобы не было пожара».

В декабре 2018, с целью формирования у дошкольников экологических знаний о зимующих птицах; ответственного и бережного отношения к ним, я вместе со своими воспитанниками работала над краткосрочным проектом «Зимующие птицы». С родителями воспитанников был организован практикум «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц?». Работа над проектом закончилась развлечением для детей «Праздник птиц» и конкурсом среди родителей «Лучшая кормушка для птиц».

С целью формирования познавательного интереса к окружающему миру, развития наблюдательности, мыслительной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи на 2018 - 2019 учебный год я «запустила» несколько проектов исследовательской направленности. Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду: уголок экспериментирования. Вместе с детьми мы определяли свойства различных предметов: вода, воздух, почва, магнит.

В 2019 году работу над проектом «Наши зеленые друзья: комнатные растения» я разделила на 2 этапа. На первом этапе каждый ребенок группы выбрал изображение понравившегося ему растения и, я с каждым индивидуально подготовила текст его выступления. На втором этапе дети оформляли свой проект, следуя предложенной им пиктограмме (название, место происхождения, предпочтения (освещение, вода), уход, чем полезно – чем опасно). После оформления проекта шла защита - публичное выступление ребенка перед группой детей.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ. Присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. С целью формирования у дошкольников чувства исторической сопричастности к своему народу, восстановления утраченных связей между поколениями, формирования убеждения о недопустимости повторения войны с марта по май 2019 года мы реализовывали проект «Поклонимся великим тем годам». К работе над проектом я также подключила и родителей. С их помощью были оформлены альбомы «Этих дней не смолкнет слава» и создана «Книга памяти».

Результативность

Полученные в процессе применения методики Н.А. Коротковой, П.Г. Нежного (в начале и конце учебного года) результаты развития инициатив, я сравнивала и анализировала. Наблюдалась стабильная положительная динамика.

Сравнительные результаты обследования развития инициатив у детей

(февраль 2018 г – 2018–2019 уч. год)

 

Проанализировав сравнительную диаграмму, я сделала вывод: развитие творческой инициативы увеличилось в 1.5 раза; инициативы целеполагания и волевого усилия увеличилось в 1,4 раза; развитие коммуникативной инициативы увеличилось в 2,2 раза; развитие познавательной инициативы – любознательности увеличилось в 2 раза. Если среднее арифметическое развитие всех инициатив в январе 2018 года составляло 44 %, то в мае 2019 года составило уже 75%, что практически в 2 раза выше, чем начальный результат.

Обследование с применением методики «Вопрошайка» показало, что произошло улучшение по следующим показателям:

Сравнительные результаты

выявление уровня вопросительно-исследовательской активности у детей 

(старшая - подготовительная группы)

 

 

- - умение задавать вопросы увеличилось на 30 %;

- умение составить рассказ по картинке на 24%;

- наличие задаваемых вопросов, предположений, рассуждений относительно путей поиска на 24 %.

У 30 % воспитанников группы определился высокий уровень вопросительно-исследовательской активности; у остальных 70 % - средний.

Общая стратегия работы заключалась в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу.

Наблюдая за сюжетной игрой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью своих воспитанников, я отметила, что концу подготовительной к школе группе у детей обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

         В процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей, дошкольники начали добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Произошло стимулирование их познавательной активности. Кроме того, развились и общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагало формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Дошкольники приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволила моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Метод проектной деятельности нужно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

3. Личностно – ориентированные технологии

Личностно-ориентированная технология реализуется в предметно – пространственной развивающей среде, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход  И. С. Якиманской. Данная технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий для его развития. Поэтому на моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Для себя использую формулу: «Учить детей не для школы, а для жизни», «Быть не над ребёнком, а рядом с ним». Таким образом, личностно-ориентированные технологии помогают мне разносторонне развивать ребёнка и сохранять их психическое здоровье.

4. Здоровьесберегающие технологии

За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, в связи с этим для сохранения психического и физического здоровья детей, я активно использую здоровьесберегающие технологии. Целью данной технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей игровым оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно.

В своей работе я использую:

 

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха.

 

Использую такие приёмы, как:

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...);

- стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии);

- информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

 

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

 

Форма занятий проходит:

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- через оздоровительные мероприятия;

- создания здоровьесберегающей среды.

Физическое воспитание осуществляю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования под редакцией Васильевой М.А, Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е «От Рождения до школы». Использую в своей практике здоровьесберегающие технологии: Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»; Ульева Е. А. «Пальчиковые игры». Также использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей». Подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу Н. Н. Ефименко, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В связи с этим использую следующие виды здоровьесберегающих технологий:

 

Медико-профилактические технологии: Совместно с медицинской сестрой, мною проводится мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; выполнение требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в группе.

 

Физкультурно-оздоровительные технологии: это технологии, использую для сохранения и укрепления здоровья ребенка, развития его двигательной активности.

- подвижные игры: проводятся ежедневно как часть НОД, на прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.

- пальчиковая гимнастика: систематические упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук, превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию;

- дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах           физкультурно - оздоровительной работы;

- наряду с дыхательной гимнастикой проводится звуковая гимнастика, целью которой является научить детей дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

- гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения использую наглядный материал, показ педагога. Использую в работе элементы здоровьесберегающей технологии: режим смены динамических поз (по В.Ф. Базарному), схемы зрительных траекторий (по В.Ф. Базарному), метка на стекле (по Аветисову), зрительно – пространственная активность детей (по В.Ф. Базарному), элементы технологии У. Бейтса; 

- физкультминутки проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

- релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного напряжения, помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную систему и психику в нормальные состояния покоя; Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. В своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела и всего организма в сопровождении со спокойной классической музыкой (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

- гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, воспитания правильной осанки, обширное умывание;

- игровой час осуществляется в свободное время, организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии: данные технологии использую для становления физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье и развития умения оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей детям самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Данный вид, используемых мною технологий, включает в себя:

- НОД образовательные области: «Физическая культура». Занятия проводятся в игровой форме, носят интегрированный характер. Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подвожу к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

- Стихи, обыгрывающиеся   движениями, их можно использования в различной обстановке и в любое время.

Коррекционные технологии: использую для обеспечения психического и социального здоровья ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника.

В своей практике использую технологию музыкального воздействия, которая используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития дыхательных путей. Музыка -  это лекарство, которое дети слушают. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

 

Валеологическое просвещение родителей: Мною регулярно проводятся консультации и беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям, а также   учитывать запросы родителей. В группе имеются информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления детей (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д.). Родители приобщаются к участию физкультурно массовых мероприятиям (День здоровья, спортивные праздники и т.д.). Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысила результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировала у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. В связи с чем в своей жизни я использую следующие правила:

- соблюдать режим дня;

- обращать внимание на питание;

- больше двигаться;

- не гасить гнев в себе, давая вырваться ему наружу, через трудовую деятельность;

- спать в прохладной комнате;

- стараюсь как можно больше получать положительных эмоций;

- желаю себе и окружающим только добра;

 - постоянно занимаюсь интеллектуальной деятельностью;

- адекватно реагирую на все проявления своего организма.

 

При реализации здоровьесберегающей технологии мною отмечена ее универсальность, что позволяет использовать ее при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности. Эта технология имеет оздоровительную направленность, которая формирует у ребёнка мотивацию на здоровый образ жизни, что подтверждает анализ заболеваемости среди детей, посещающих мою группу.

 

 

Проведя мониторинг заболеваемости за два года, я сделала вывод, что все мероприятия, проводимые мною в рамках здоровьесберегающих технологий, благотворно влияют на снижение заболеваемости детей. Уровень заболеваемости снизился на 16 %

В результате выполнения намеченных действий, реализации учебных, воспитательных и научно – методических задач, достигнутых за счёт правильного использования различных педагогических приёмов, владения современными педагогическими технологиями и использованием разнообразных форм воспитательной работы, можно констатировать следующее:

- дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма;

- участие родителей в совместной деятельности наполнило её новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей;

- улучшились показатели детского здоровья (анализ заболеваемости по ДОУ, мониторинг физической подготовленности).