Театрализованная деятельность -как средство творческого развития детей (план индивидуального самообразования)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №338»
Ново – Савиновского района города Казани
Индивидуальный план самообразования
воспитателя
Миркашевой Ляйсан Рашитовны
Тема: Театрализованная деятельность как средство
развития творческих способностей детей
2019-2022 гг.
Ф.И.О. педагога: Миркашева Ляйсан Рашитовна
Специальность (должность): воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 21 год
Квалификационная категория: первая
Курсы повышения квалификации:
«Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом региональных этнокультурных ценностей», Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 18.10.2018
Индивидуальная тема "Театрализованная деятельность - как средство
развития творческих способностей детей".
Творческие замыслы: участие в МО, в профессиональных конкурсах, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.
Цели профессионального развития
- Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
- Овладение профессиональными навыками по формированию у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Актуальность темы: Сегодня, когда широко и фундаментально решается
проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены
Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются
задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается
задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй,
артикуляционный аппарат. Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, генетической основой художественного творчества – детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность - как средство развития творческих способностей детей.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.
Задачи:
Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), учить имитировать характерные движения героев сказок.
Развивающие: Развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства; развивать познавательный интерес к театральной деятельности; навыки общения и коллективного творчества; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
Воспитывающие: воспитывать любовь к театру, интерес к театральной деятельности.
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (объяснение, рассказ новой темы ) ;
-наглядные (таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;
-практические (выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;
- развивающие (упражнения на развитие творческих способностей ).
Формы организации детей
Подгрупповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на «сцене».
Дата начала работы над темой: 2019 г.
Предполагаемая дата окончания работы: 2022г.
Сроки | Содержание работы
| Формы работы (с детьми, с педагогами, с родителями)
| Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
I. Теоретический этап 2019-2022 | ||||
| 1.Изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в интернете. 2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 4. Создание личной психолого – педагогической копилки. | Анкетирование по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей ". Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. Изучение литературы по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой. Наличие методической копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий. Мастер - класс «Театрализованные игры дома». Семинар-практикум для педагогов. Изготовление папки передвижки для родителей | "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Картотека игр. Демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Подведение итогов работы за год.
| |
II. Практический этап 2019- 2022 | ||||
| Проведение диагностики. Проведение развивающих занятий. Посещение театров города. Выступление на педагогическом совете. | Работа с детьми: проведение диагностики. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Пополнение оснащения в центр художественно- эстетического развития Оформление различных видов театров из бросового материала. Театральное представл ение по сказкам на утренниках в детском саду. Оформление выставки. Подготовка открытого мероприятия для отчета. Работа с родителями. Развитие предметно- пространственной среды Оформление папки - передвижки для родителей. Родительское собрание. Консультации по теме: "Речь и пальчиковый театр", "Пальчиковый театр дома". Оформление тематических стендов. | Организация в группе театрального центра. Выставка работ по теме. Проведение театрализованных игр, инсценировка сказок, потешек. Помещение разработок на сайтах интернета. Участие в районных конкурсах.
| |
III. Заключительный (аналитический) | ||||
Апрель- май 2024г
| 1.Подготовка план а работы на год. Анализ созданных педагогических условий для развития. Подведение итогов работы за отчетный период.
| 1.Открытое мероприятие. Мастер- класс «Театрализованн ые игры дома». 2.Семенар-практикум для педагогов: Театрал изованная деятельность как средство развития творческих способностей детей. 4. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия. 5. Фотоотчет. | 1.Семенар-практикум для педагогов: “Театрализованная деятельность - как средство развития творческих способностей детей». 3. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия. 4.Размещение материалов проекта в сети интернета, на сайт детского сада. Публикация статей и т.д. 5. Презентация по итогам работы за отчетный период. | |
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей
Форма отчётности: участие в районном конкурсе «Яшь артист», открытое занятие, мастер класс.
План работы на 2019-2020 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь-октябрь | Использование методики на занятиях, свободной в деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх, художественной деятельности. | Конспекты театрализован ных игр: "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие". |
| Октябрь | Пополнение оснащения в центр художественно -эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности детей. | Оснащение уголков |
Ноябрь | Театральное представление по сказкам на утренниках | Сценарии «Теремок" | |
Декабрь | Театральное представление по сказкам на утренниках | Сценарии «Репка" | |
Январь | Оформление выставки о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала | фотоальбом | |
Февраль | Театральное представление по сказкам на утренниках | "Заюшкина избушка | |
Март | Подготовка к районному конкурсу «Яшь артист» | Конспект «Театр это-праздник» | |
Апрель | Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок. | Конспект кукольного театра «Гуси-лебеди» | |
Май | Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок. (по подгруппам) | Конспект спектакля «Снежная королева» Конспект постановки «Волк и семеро козлят» | |
Работа с семьёй | Сентябрь | "Развитие у детей сценического искусства" | Выступление на родительском собрании |
| Октябрь | "Театр своими руками ". | Мастер-класс |
Ноябрь | "Игра не забава". | Родительское собрание | |
Декабрь | Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников". | Консультация | |
Январь | "Речь и пальчиковый театр" "Пальчиковый театр дома" | Консультации для родителей | |
| Февраль | "Волшебный мир театра". | Папка передвижка |
Март | "Театр из бросового материала" | Мастер-класс | |
Апрель | Театр и родители» | Советы | |
Май | Оформление тематических стендов Показ спектакля «Теремок» | Буклеты Сценарий | |
ПРС | В течении учебного года | Пополнение разными видами театра Оформление различных видов театров из бросового материала | Костюмы, атрибуты Оснащение уголков |
Самореализация | Сентябрь В течении года
Май | Подготовка плана работы на год. Изучение литературы по данной теме Подборка материала по данной тематике По итогам работы за отчетный период. | План Фиксация
Картотеки
Презентация |
Работа с педагогами | Сентябрь | «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» | Семинар-практикум для педагогов |
| Октябрь | «Волшебный мир театра!» | Консультация |
Ноябрь | «Театрализованная деятельность в современном ДО» | Деловая игра | |
Декабрь | Организация театрализованной деятельности детей в ДО. | Рекомендации | |
Январь | По проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок | Методические рекомендации для воспитателей | |
Февраль | « Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка» | Конспект открытого занятия | |
Март | Виды театрализованной деятельности в ДО | Консультация для воспитателей | |
Апрель | "Лесная история" | Сценарий театрализованной сказки | |
Май | Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС | Презентация |
План работы на 2020 - 2021 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь | Проведение театрализованных игр | Картотека
|
| Октябрь Ноябрь | «Лесное приключение» | Сценарий театрализованной постановки |
Декабрь Январь | "Учимся быть артистами» | Сценарий развлечения по театрализованной деятельности | |
| Февраль | «Царевна-несмеяна» | Сценарий кукольного театра |
Март | Подготовка к районному конкурсу «Яшь артист» | Консультация | |
Апрель | Игры с разными видами театров «Придумай сказку». | Фотоотчет
| |
Май | «Театр в жизни ДО
| Сценарий музыкально-педагогической гостиной | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Воспитание дружеских отношений в игре | Консультация |
| Октябрь | Открытое мероприятие. | Фотоотчет. |
Ноябрь | Изготовление костюмов для постановок. | Атрибутика | |
Декабрь | Проведение совместных утренников | Сценарий новогоднего утренника | |
Январь | Совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников). | Сценарий «Путешествие по сказкам». | |
Февраль | «Театрализованные игры дома». | Рекомендации | |
Март | «Мы играем» | Конспект Открытого занятия | |
Апрель | Создание пальчикового театра дома. | Памятка для родителей | |
Май | Оформление тематических стендов Показ спектакля «Теремок» | Буклеты Сценарий | |
ПРС | В течении учебного года | Изготовление настольного театра | Театр |
Самореализация | В течении года
| Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Планирование работы с детьми на новый учебный год. (ноябрь) Формы подведения итогов: участие в праздниках и развлечениях постановка спектакля ко дню Матери; показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей. Отчёт по теме самообразования. (май). | Знакомство и анализ документации Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Подбор материала Участие в музыкальном празднике Показ спектакля родителям на тематическом вечере Инсценировка сценки , драматизация сказки Выступление на педсовете. (май)
|
Работа с педагогами | Сентябрь | «Театрализованная деятельность в ДО» | Презентация |
| Октябрь | Подготовить доклад для «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы» | Выступление на педсовете. |
| Ноябрь | Основные этапы работы над образом» | Мастер-класс для воспитателей |
Декабрь | «Как организовать театрализованную среду в дошкольном образовательном учреждении» | Консультация для воспитателей | |
Январь | «Театр» | Сценарий КВНа | |
Февраль | «Домашний кукольный театр» « | Буклеты
| |
Март | «Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДО» | Консультация для воспитателей | |
Апрель | «Театрализованная деятельность в ДО». | Методическая разработка | |
Май | Творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете. | Выступление на педсовете |
План работы на 2021 - 2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
|
Работа с детьми | Сентябрь | Беседа «Здравствуй, театр!» Игры по мимике. | Фотографии, иллюстрации. Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний. Материалы для игр |
|
| Октябрь | Пантомимика – игра Этюды «Покупка театрального билета» и.т.д. | Материалы для игр |
|
Ноябрь | Интегрированного занятия в подготовительной группе «Наш маленький театр» “День театра” | Конспект |
| |
Декабрь | Театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке». Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом» | Конспект |
| |
Январь | Беседа «Что такое театр» Пантомимика – игра ««В гостях у сказки» | Конспекты Картотека |
| |
| Февраль | "Лесная история" | Сценарий сказки |
|
Март | Подготовка к районному конкурсу «Яшь артист» | Картотека |
| |
Апрель | Инсценировка сказки «Муха –цокотуха» | Сценарий
|
| |
Май | «Весна пришла» | Инсценировка сценки |
| |
Работа с семьёй | Сентябрь Октябрь | «Театрализованные игры -путь к детскому творчеству | Консультация для родителей. |
|
| ||||
Ноябрь | «Театр и дети» | Анкетирование |
| |
Декабрь | «Как поддержать интерес к театру» | Консультация для родителей |
| |
Январь | Создание и оборудование уголка «Театр». | Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров |
| |
Февраль | «Праздник старой перчатки» | Выставка работ |
| |
Март | «Театр на «столе» | Мастер-класс для родителей |
| |
Апрель Май | «Создание театра в домашних условиях» | Памятка |
| |
ПРС | В течении учебного года | Привлечение родителей к обновлению уголков | Костюмы атрибуты | |
Самореализация | В течении года
| Дни открытых дверей «День театра» (ноябрь) Приглашение на детские праздники, развлечения (март) Показ инсценировки (апрель) Отчёт по теме самообразования (май) | Сценарий. Изготовление приглашений Конспект (апрель) Выступление на педсовете (май) |
|
Работа с педагогами | Сентябрь | « Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи | Консультация для воспитателей: |
|
| Октябрь | «Организация театрализованной деятельности в средней группе» | Выступление воспитателя |
|
Ноябрь | «Роль театральной деятельности в развитии речи детей» | Консультация для воспитателей |
| |
Декабрь | Организация театрализованной деятельности | Методические рекомендации |
| |
Январь | «Как организовать театрализованную среду» | Консультация для воспитателей |
| |
Февраль | Игровая викторина | Конспект |
| |
| Март | «Технология организации театрализованных игр» | Сообщение для воспитателей. |
|
Апрель | «Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» | Конспект деловой игры |
| |
Май | «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» | Консультация для воспитателей |
|