Метод проекта как средство активизации познавательного и творческого развития ребенка
Метод проекта как средство активизации познавательного и творческого развития ребенка
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в ФГОС ДО в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов.[1. Ст5]
Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково - познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.
Это даёт возможность нашим детям реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом.
Главная задача - предоставление детям возможности проявить инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппе строится на основе самоорганизации, посредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога.
Основные формы детской деятельности входе проекта — самостоятельная и совместная работа.
Основные формы педагогических действий — моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей [1 стр. 9].
Главная педагогическая задача — предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности.
В нашей группе, реализующий метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:
· влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
· устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
· выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
· реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
· выбор темы;
· совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту;
· подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта);
· подведение итогов.
1. Выбор темы проекта с детьми.
Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы — строящийся по соседству дом, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближающийся праздник. В ходе утреннего обмена новостями взрослые могут услышать высказывания детей, отражающие их мир, желания, увлечения.
Выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания» [2 стр73].
· мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей;
· мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации, скомпонованной на информационной панели);
· чтение, предварительная экскурсия;
· «модель трёх вопросов».
Методика работы с «моделью трёх вопросов» такова, свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о, что они знают или хотят узнать по предполагаемой по теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала проявляться в группе «как фон» [2.стр 73]. Просто ведём разговор, в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываем печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя её автора.
В модели трех вопросов» разговор с детьми о народном празднике выглядит так:
2.Следующий непреложный компонент — совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён.
В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это серьёзная часть работы, соответственно и вопросы звучат по-деловому.
Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться)?
Что ты хочешь сделать?
Что ты предполагаешь сделать сегодня?
Что ты хочешь узнать (чему научиться)?
Какие материалы тебе понадобятся?
С чего ты начнёшь?
Кого бы ты хотел видеть своим партнёром?
Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? И т.д.
Теперь на основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создаем план темы проекта для каждого центра.
Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения — записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы, в течение реализации тематического проекта групповой сбор проводится ежедневно, где вносятся изменения в планирование с новыми идеями детей.
3. совместное планирование и содержания проекта и действий на текущий день
Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим;
это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.
Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.
Даже малыши понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
Совместное планирование помогает встраивать инициативу детей в образовательную программу и структуру дня, укрепляет социальную позицию, понимание того что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности.
В тот же день во время дневного отдыха детей все взрослые члены команды (воспитатели, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.
Возможные вопросы для обсуждения [1 стр. 59].
Что послужило побудительным мотивом для выбора темы?
Как в теме проявляются личные интересы детей?
Как проявляются индивидуальные особенности познавательной деятельности?
Какие способы организации познавательной, творческой деятельности детьми не заявлены?
Какими могут быть «народные» игры?
Какие виды деятельности можно предложить дополнительно?
Как решать (и какие) индивидуальные задачи развития?
Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развёртывания темы?
Каким видит своё участие в проекте каждый сотрудник (готов ли взять на себя ответственность)?
Как будет реализована активность родителей?
Какие материалы нужно приготовить на следующий день и как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе?
В процессе обсуждения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых, которые также вписываются в общий план печатными буквами с обязательным указанием автора идеи. На обороте плана или в отдельной тетради записываются общие задачи для группы, индивидуальные задачи развития и ресурсы (материалы, необходимые для развёртывания темы).
После доработки взрослыми план принимает следующий вид.
4. Ещё один значимый компонент метода проектов — итоговый сбор, или что у нас получилось.
Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов. Для этого существует множество выверенных практикой способов — викторина, выставка, праздник. (Праздник Масленица). Кроме того, есть деловая часть подведения итогов: план, некогда совместно выработанный детьми и взрослыми. Необходимо упомянуть всех детей и взрослых, которые придумали то или иное дело.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо центре активности.
На итоговый сбор дошкольники приносят всё, что они успели сделать, — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испечённый блины т.п. Все работы раскладываются в центре ковра рядом с теми детьми, которые их сделали. Каждый ребёнок испытает чувство удовлетворения, поскольку его труд отмечен всеми. В данном случае важно, организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе их достижений и перспектив, определить их значимость для всей группы («Теперь благодаря вашим рисункам и поделкам состоится праздник в нашем саду»)
Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Даже краткий, далеко не полный анализ показывает, что совместное планирование — план, ориентированный на ребёнка, — позволяет говорить о целенаправленном развитии каждого дошкольника как равного партнёра совместной деятельности, об активизации инициативы и творческих способностей, о возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых, об обеспечении каждому ребёнку права выбора вида деятельности и формы познания.
Литература
1. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. 95с.
2. Утро радостных встреч: (метод. пособие)/ Лидия Свирская. М. : Издательство Линка-Пресс, 2010. 240с.
3. Шалаев И.К. от образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства/ И.К. Шалаев, А.А.Веряев http.//www.informika.ru
Сущно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 120.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Умение ставить цель, отбирать необходимые средства , определять последовательность действий ; • Умение делать выбор и принимать решение; • Умение сформулировать свой интерес, предпочтение , намерение; • Умение организовать свою работу ( разложить материалы , отбирать необходимое); • Умение анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты, управлять поведением , регулировать конфликты Задачи по поддержке инициативы и самостоятельности (П.3.2.5, подпункт2)
• Умение договариваться о совместных действиях, работать в группе; • Умение сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста ) в предложенных формах; • Умение инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения; • Умение принимать разные социальные роли и действовать в соответствие с ними, устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (сверстниками , старшими, младшими); • Умение анализировать поступки, управлять поведением, регулировать конфликты; • Умение отстаивать свою точку зрения Задачи по формированию опыта сотрудничества с другими детьми (п.3.2.5, подпункт 3)
• Умение использовать и называть источники знаний , адекватные возрасту, индивидуальным возможностям , познавательным потребностям; • Умение обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям; • Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; • Умение присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать); • Умение совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать , выделять признаки, замечать изменения Задачи по развитию познавательной активности и инициативы (п.3.2.5, подпункт 2,4)
• Умение выражать словами свои мысли, планы , чувства, желания, результаты ; • Умение комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы ; • Умение высказываться в связи с высказываниями других Задачи по развитию речи (п.3.2.5, подпункт 4)
Детский проект – это всегда совместный проект
• Ребенок + взрослый (педагог или родитель ) • Ребенок + взрослый (педагог) + дети Совместные проекты Совместное определение проблемы Совместное целеполагание Совместное планирование Совместная реализация ???? ГРУППОВОЙ СБОР
Детский проект имеет свою логику . Для ее реализации необходимо создание педагогом условий
1 . ЧТО делаем (цель проекта) 2. ЗАЧЕМ делаем (причина проекта, проблема ) 3. КАК делаем (способ достижения цели, программа действий, отраженная в задачах , в совместном плане деятельности) 4. Что сделали? (результат и продукт проекта) Логика
Тип детского проекта ( по содержанию) определяет специфику логики проекта
Познавательный проект (исследовательский и информационный) ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТ ЗНАНИЯ, ИНФОРИАЦИИ ЦЕЛЬ Узнать… Задачи Способы поиска информации Исследование с реальными объектами Результат НОВОЕ ЗНАНИЕ Продукт Способы фиксации нового знания (река времени, коллекция, макет как модель, книга и т.д.)
Творческий проект ПРОБЛЕМА Необходимость создать уникальный творческий продукт ЦЕЛЬ Создать… Задачи Творческий поиск Результат Презентация творческого Продукт продукта
Практикоориентированный проект Практикоориентированный проект ПРОБЛЕМА Необходимость решить конкретную практическую задачу ЦЕЛЬ Организовать….. Задачи Способы организации Результат Решение практической задачи Продукт Материалы, которые позволили решить практическую задачу
Ролево-игровой проект ПРОБЛЕМА Необходимость решить игровую задачу ЦЕЛЬ Выполнить игровую задачу Задачи Способы решения игровой задачи Результат Выполнение игровой задачи Продукт Материалы, которые позволили решить игровую задачу