Программа дополнительного образования «Радуга» по художественно-эстетическому развитию детей
Программа дополнительного образования
«Радуга»
По художественно-эстетическому развитию детей
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель Столярская Елена Владимировна
Г.о.Подольск 2018 год
Пояснительная записка.
Формирование творческой, целостной личности - это одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться создать условия для развития способностей, как можно раньше дать возможность им проявиться и реализоваться в реальной жизни.
Художественно-творческая деятельность интересна и увлекательна для детей, предоставляя возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги, вызывая чувство радости, удивления и удовлетворения и воспитывая уверенность в своих силах. Занятия художественным дизайном направлены на развитие у детей не только творчества, но развитие креативности мышления, фантазии, умение видеть красоту и создавать свои незабываемые образы. Понятие «творчество и дизайн» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. А творческая личность – это достояние всего общества!
Направленность программы: художественно-эстетическое развитие детей.
Актуальность программы: Формирование у детей художественного мышления, является непреходящей ценностью. Программа по художественному конструированию и дизайну актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ предметов, как основы художественного изображения, связь красоты художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа «Радуга» по художественному конструированию и дизайну вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, дизайнерских и художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Нетрадиционные материалы и техники раскрепощают ребенка, дают ему уверенность в успехе работы.
Новизна программы и отличительные особенности: Еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.
Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире.
Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Педагогическая целесообразность: Реализация программы позволяет знакомить детей с разнообразием материалов для выполнения творческих работ
и обучает различным приёмам и техникам работы с бумагой, природным материалом.
Цель программы: Развитие творческого потенциала и всестороннего интеллектуального и эстетического развитие детей в процессе художественного творчества и дизайна.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с разнообразием материалов для выполнения творческих работ (картон, бумага, природный и бросовый материал, нитки, вата и т.д.);
- обучать различным приёмам работы с бумагой, природным материалом;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь детей специальными терминами;
- создавать композиции
Развивающие:
- развивать интерес к дизайну,
- самостоятельность, познавательную активность,
-образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук,
- развивать глазомер,
- овладения элементарными приёмами работы с различными материалами (бумага, картон, ткань, природный и бросовый материал и т.д.).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- способствовать расширению коммуникативных способностей детей; навыков общение.
Принципы реализации программы:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип целенаправленности и последовательности.
- Принцип личностно-ориентированного общения.
- Принцип системности, последовательности;
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении.
Программа кружка рассчитана на один год. Наполняемость групп 15 человек. Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Возраст детей 6-7 лет.
Ожидаемый результат:
Дети знают:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения частей между собой;
- о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети умеют:
- с помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Формы повышения уровня мотивации:
- Составление альбомов лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Участие в конкурсах и тематических выставках.
Учебный план
Возраст детей
| Количество занятий | Продолжительность | Организация деятельности | |||
В неделю | В месяц | В год | День недели | Время | ||
Подготовительная группа (6-7 лет) | 1 | 4 | 32 | 30 минут | Четверг | 16.00 |
Содержание программы
Данная программа является дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путем осваивать различные приемы и техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Программа кружка включает широкое использование иллюстрированного
материала, дизайна, игр-занятий, дидактических игр, художественных произведений детей для создания тематических выставок, что является мотивацией детского творчества. Работы детей можно рассматривать, как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами - цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, поделки, сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к праздникам.
Обучение детей элементам художественного дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:
- донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;
- цикл образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды художественного конструирования, моделирование одежды, декоративно-прикладного дизайна, флористики.
Программа разработана с учетом тематического плана и основного педагогического принципа от более простого к сложному.
Перспективное планирование
Сентябрь
Вхождение в программу. Познакомить детей с понятием дизайна, упражнять в умении работать ножницами, выполняя элементарные действия, ввести элементы некоторых техник (пластилинография, квилинг, украшение стразами, элементы бумагопластики).
Месяц | Тема | Программные задачи | Материал |
Октябрь |
| Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца. | Шишки, листья, палочки, веточки, цветы, семена, ягоды, бумага, клей. |
Ноябрь |
4.Герои сказок (пластилинография)
| Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления клеем; умение радоваться полученному результату. Формировать навыки пользования ножницами, умение вырезать заготовки фигурки и соединять их с помощью клея. Учить соблюдать правила безопасности, внимательно слушать инструкции педагога. | Ткань, бумага, картон, краски, ножницы, нитки, пластиковая вилка, сухие обработанные воском листья, проволока, бусины, бисер, фотографии детей, файлы, пластилин. |
Декабрь |
4. Зимний городок (коллективная работа)
| Продолжать упражнять детей работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать ненужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию. Упражнять в умении декорирования елочки кружевом. | Бумага, клей, ножницы, СD-диски, вата, веточки, бисер, кружево, искусственный снег. |
Январь |
| Упражнять в умении делать красивые поделки из ватных дисков, развивать навыки резать ватный диск и получать из него круг меньшего размера; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца. | Ватные диски, ножницы, шнурки, баночки от детского питания, маркеры, клей, детали от мозайки, перья, искусственный снег, вата. |
Февраль |
3.– 4. «Записная книжка». (Подарок для папы) | Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать творческий потенциал, умение завершать образ, не перенасыщать предметы декором, развивая чувство меры. Учить создавать свой дизайн, модель, проявляя креативность, аккуратность. Развивать умение создавать предмет в соответствии заданной теме. Красиво декорировать. Развивать практические умения. | Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, магниты. |
Март |
| Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, фетр, ткань, салфетки, диски DVD. |
Апрель |
(МК с родителями) | Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, креативность, инициативу, дружеские взаимоотношения. | Бумага, клей, ткань, фетр, гофрированная бумага, пайетки, бисер, иголка, шаблоны яиц, деревянные шпажки. |
Май |
| Работа из бросового материала. Учить работе с разнообразным материалом. Проявлять творчество, фантазию, инициативу. Использовать свой элемент декора. Обучение новому виду ручного труда. | Перья, бумага, клей ПВА, ножницы, пуговицы, бусины, ленточки, нитки. |
Выставка детских работ в течении года. Презентация работы кружка для педагогов и родителей (апрель-май). |
Формы работы:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Коллективно-творческая.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы и приемы:
- Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец, показ взрослого);
- Репродуктивный – это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма (прием – повтора);
- Эвристический – метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
- Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества;
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки. Каждое занятие программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения.
В процессе работы постоянно напоминается детям о соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Требования к условиям реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
- Помещение для проведение кружка, мебель, оборудование;
- Наглядный материал, демонстрационный материал;
- Мультимедийное оборудование, ноутбук.
- Декоративный картон и бумага, бумажные салфетки, ножницы, ватные диски;
- природный материал (шишки, сухие листья, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха);
- текстильный материал, клей, пластилин, тесто, гуашь, фломастеры, различная фурнитура (кружева, пайетки, бисер, стразы, тесьма, ленты и др.).
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.9, ст.14, п.5
2. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо МО РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009 г.);
4. Сан Пин 2.4.1.1249-03;
5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Изд.: Лист, 1998. - 192с.
6.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом. М: Пед.общ.России, 2002. - 147с.
7.Ерёменко Н.И. Конструирование из подсобных материалов. Изд.: Корифей, 2011.-96 с.
8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд.: Сфера, 2006. - 128 с;
9.Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с.
10. Прудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. СПб.: Валери СПД, 1998. - 96 с.
12.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.
13. “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т. Я., М.: Просвещение, 2001 г.
14.“Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А. А., М.: Сфера, 2004 г
15. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
16. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru