Развод, как таковой, есть ненормативный кризис семьи, основным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод не значит прекращение функционирования семьи, если в ней присутствуют дети. Сохраняется важная ее функция, это воспитание ребенка. Если супруги развелись, они не перестают оставаться для своих детей матерью и отцом, хоть уже не являются мужем и женой. Предстоящие перемены в жизни ребенка в связи с разводом родителей (такие перемены как изменение режима дня, смена места жительства и ограничение в общении с некоторыми членами своей семьи) проходят проблематично и не так гладко. Десятилетия назад было принято считать, что психологическое благополучие ребенка напрямую зависит от полноты его семьи, если ребенок остался на попечительстве у одного из родителей после развода, то это будет пагубно влиять на его психологическое здоровье. Но так ли это? Я попытаюсь выяснить, действительно ли развод родителей негативно влияет на психологическое благополучие ребенка или развод это не так печально для ребенка и с ним можно справиться, не принося существенного морального вреда своему дитя. Общественное мнение на этот счет неоднозначно: с одной стороны каждый человек имеет право на личную свободу, решив закончить неудавшийся брак разводом, с другой стороны идет осуждение за непоправимый вред детям. Такой уж этот вред непоправимый и можно ли в таких ситуациях развода прийти к компромиссу. Актуальность этого исследования заключается в вопросе: влияет ли развод родителей на психологическое благополучие ребенка или нет, так как разводов становится все больше, и проблем с этим явлением так же возрастает .
Особенности переживания постразводной ситуации детьми разных возрастов. Каждый ребенок по-своему индивидуален, а значит реакция на развод родителей у каждого ребенка своя. Для лучшего понимания проблемы развода для ребенка рассмотрим поведение детей с точки зрения его возраста, таким образом, разбив их на три категории: грудной возраст, дошкольный возраст и подростковый возраст. 1.Грудной возраст Грудные дети живут в симбиозе со своей матерью, поэтому напрямую чувствуют ее эмоциональное состояние. Есть два расклада поведения матери в таких ситуациях: либо идет концентрация на спорах с мужем в предразводный и прослеразводный период, так что ребенок остается обделенным маминой заботой и вниманием, либо происходит абсолютно противоположная ситуация, когда молодая мама проявляет гиперопеку к своему грудному ребенку [12]. 2. Дети дошкольного возраста В этом возрасте для ребенка развод родителей является нарушением устойчивой семейной структуры. Приходится менять привычные отношения с родителями на другую систему взаимоотношений. Привязанность ребенка к родителям перерастает в конфликт [8]. Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставились с матерью. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее ранимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития. Дети 3,5 – 4,5 лет обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями . В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и остро, чем девочки, т. к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери . У детей 5 – 6 лет наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Выяснилось, что единственный ребенок в ситуации развода является самым уязвимым по отношению к своей семье у которой есть сиблинги. Так как дети, имеющие в семье братьев и сестер, некоторую часть своего негативного напряжения вымещают на них, что дает небольшую разгрузку в эмоциональном плане . 3. Дети подросткового возраста Более остро развод родителей переживается в подростковом возрасте, когда ребенок в большинстве случаев остается на попечительстве у матери. Ему не хватает отцовской части воспитания, что дает о себе знать в его поведении. У подростка отсутствует образ мужского поведения, что впоследствии сказывается на самооценке, она у них заниженная. Их поведение выражается в стремлении возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – что является маскировкой своей несамостоятельности. Отсутствует грань между мужским и псевдомужским поведением. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой – он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи .
В итоге, рассмотрев особенности реагирования детьми на развод родителей в разных возрастных группах, можно сделать выводы о закономерностях поведения в каждом из перечисленных возрастов. Чем старше становится ребенок, тем больше появляется вариаций поведения у детей в разведенной семье. А именно: подростковый возраст является самым тяжелым для переживания развода родителей. С возрастом приходит и понимание проблемы, ее глубина, подростку приходится быть вовлеченным в такую тяжелую семейную ситуацию как развод, с которой он порой не в силах справиться. В более младшем возрасте понимание проблемы проходит больше на эмоциональном уровне. Также, тяжело переносится развод родителей при отсутствии у ребенка братьев и сестер. В одиночку трудности жизни намного тяжелее переносятся, нежели трудности пережитые вместе.
Влияние развода родителей на формирование личности ребенка Основная трудность развода для ребенка, стоящая перед ним - это сепарация с эмоционально значимым родителем, присутствие страха по поводу потери любви и чувства безопасности. Страх и тревога ребенка возрастают, когда родители не сообщают о предстоящем разводе и держат все в тайне до последнего момента. Для сформирования нового образа семьи, родителям следует учитывать психологические рекомендации, которые помогут адаптироваться ребенку в новой среде. Перечислим их: - нельзя держать в тайне процесс развода. Скрытая информация многократно увеличивает тревогу; -следует сообщить ребенку в четкой и ясной форме, что после развода, его родители не перестанут любить свое дитя и навсегда останутся для него любящими папой и мамой; - уведомить о разводе должны оба родителя, ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих родителей; - нельзя давить на ребенка по поводу того с кем после развода он останется жить вплоть до подросткового возраста. Если в семье более двух детей, то часто родители начинают их «делить». В этом вопросе следует принимать ряд обстоятельств, по которым решается с кем будет лучше остаться детям. Во-первых, степень привязанности сиблингов, так как разлука может послужить более сильным стрессовым фактором нежели сам развод родителей. Так же на чаше весов стоит любовь матери и материальный достаток отца. Что, говоря про материальные условия, то их можно создать разовым усилием – любовь и чувство безопасности нужны как воздух, всегда; -необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность в этом; -желательно по возможности пытаться как можно меньше изменять образ жизни самого ребенка, оставить его в том же детском саду или школе, для сохранения контакта со сверстниками, а также сохранения прежних интересов . Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личной недостаточности, вызвать трудности в создании собственной семьи. Позиция матери и отца, их умения сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье Степень отрицательного влияния на психологического благополучие ребенка будет не велика при позитивном вовлечении обоих родителей в жизнь детей при разводе. Родителю, не проживающему вместе с ребенком необходимо предоставить возможность для общения с ребенком, а так же принимать участие в его воспитании. Это благотворно скажется на психологическом благополучии ребенка. Исключение составляет асоциального поведение родителя, например, пристрастие к алкоголю, высокая конфликтность и действия родителя, которые является угрозой для физической и моральной безопасности ребенка Негативно влияет на формирование личности ребенка нарушенные эмоциональные отношения между родителями и их детьми. Так Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку. Первый вид, который они выделили это «неразвитость родительских чувств». Такой вид возможен, если родители сами в детстве недополучали тепла и заботы от своих мамы и папы. Такие отношения выражаются в холодности к своему ребенку, безынициативностью в воспитании, отсутствием интереса к проблемам своего дитя и недовольством количеством забот о ребенке, упавшие на их родительские плечи. Вторым видом является «сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола» В этом случае осуществляется неприятие подростка того пола, чьи качества не являются предпочтительными для родителя. Так, при наличии предпочтения, например, мужских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка женского пола, и также наоборот. Это пагубно сказывается на поло ролевой идентификации подростка, приводит в использованию неадекватных защитных механизмов и неврозам . Длительное время ребенок не может смириться с разводом родителей, при этом, предпринимая попытки изменить ситуацию, чаще всего меняет свое поведение. Иными слова то, что подвластно его контролю. Им выбирается одна из представленных тактик. Первая тактика называется «ребенок - серая мышь». Дети ведут незаметный образ жизни для своих родителей, лишний раз, не появляясь у них на глазах и не докучая им. Так позиция ребенка на руку их родителям, ведь ребенок во всем их слушается Вторая тактика под названием «ребенок - герой». Ребенок не показывает своих истинных переживаний, берет на себя обязанности родителей и смиряется с их эмоциональной недоступностью. Третья тактика называется «ребенок - больной». Болеющий ребенок – хороший повод заставить родителей продержаться вместе на чувстве вины. Грамотный психотерапевт перед назначением ребенку лечения по поводу детских неврозов обязан исследовать историю семейных отношений. Симптомы заболевания (энурез, энкопрез, онихофагия, тики, трихотиломани, потеря веса и аппетита и т.п.) являются специфическими детскими симптомами депрессии, которая развивается в ответ на неблагополучную ситуацию. У детей примерно до 10 лет нет другого способа показать свое психологическое неблагополучие, и они используют только доступные им способы сообщения о нем. Четвертый вид поведения ребенка при разводе родителей называется «эмоционально отстраненный ребенок». Ребенок выглядит безучастным и равнодушным к происходящему. На самом деле – это его защита, говорящая о крайней степени его неблагополучия. Он уже разуверился в своих силах. Однако родители могут в целях своего успокоения воспринять как признак его благополучия. И пятая, заключительная тактика которая может быть использована ребенком называется «проблемный ребенок».Это почти то же самое, что «ребенок-больной», только его болезнь выражается в неадекватном поведении дома или в детском коллективе. Большая часть энергии родителей уходит на улаживание конфликтов, вместо того, чтоб заняться разрешением конфликта в собственной семье. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях. Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке |