Консультация: «Открой сердце детям!»
Консультация: «Открой сердце детям!»
Велика ответственность родителей за свой образ жизни, за свои дела и поступки, которые имеют большое влияние на формирование характера ребёнка, его поведения и взглядов на окружающий мир.
Идя с ребёнком в детский сад, у многих современных родителей не хватает времени на беседу и наблюдения за природой. А ведь малыш хочет внимательно вглядеться в то, что его окружает. Дети любознательны и хотят всё потрогать и пощупать. Разглядеть, бегущую по дороге кошку или подобрать красивый камушек. А как было бы хорошо делать это совместно с ребёнком и обмениваться своими впечатлениями.
На первый взгляд, казалось бы - мелочи. Но не в этом ли непонимание друг друга. Ведь маленький человечек может воспринять родительскую спешку как невнимание к нему и, что ещё страшнее, как отсутствие любви к нему. А ведь отрицательных эмоций можно избежать, если родители будут правильно рассчитывать своё время, чтобы была возможность остановиться, оглядеться и понаблюдать с ребёнком за окружающим миром.
Надо сказать, что минуты неторопливой прогулки помогают взрослым лучше понять своих детей, установить с ними душевный контакт. И что самое главное, дети будут благодарны своим родителям за то, что они разделяют радость познания нового, ранее неизведанного.
А как рады дети, если они отправляются с родителями в небольшое путешествие, например в лес. Где смогут наблюдать разнообразие растительного и животного мира. Со временем, дети уже смогут без ошибки узнавать птиц, по окраске угадывать бабочек, различать гусениц, паучков и других лесных обитателей.
Маленьких детей называют «почемучками». И в течении дня можно услышать множество вопросов. И ведь на каждый обязательно надо дать ответ! Возможно, для некоторых взрослых многие вопросы « почемучек» кажутся незначительными, но для ребёнка они очень важны: ведь из наших ответов по крупицам, по маленьким зёрнышкам у детей складывается представление об окружающем мире.
Старайтесь избегать слов: « Не знаю!». А если затрудняетесь с ответом, то всегда говорите откровенно: «Придём домой и посмотрим в интернете, в книгах, отчего и почему». Это очень нравится детям, они рады совместному поиску правильных ответов.
И не забывайте, что ребёнку надо не только увидеть, но и разобраться в увиденном. Рассмотрите с ребёнком интересные, мельчайшие подробности иллюстраций. Привлеките их к описательным рассказам по картине.
Дети с удовольствием будут рассматривать с вами энциклопедии с цветными иллюстрациями о растительном и животном мире. И как дети радуются на прогулке, если узнают знакомые по книгам растения и животные. Здесь также у детей идёт развитие зрительной памяти, и формируются всё новые и новые знания об окружающем мире.
Надо не забывать, что дети дошкольного возраста очень любознательны, поэтому надо расширять тематику бесед и прогулок. Можно расширить с детьми круг посещений - это будут зоопарк, выставки, ботанический сад, аквапарк и т. д. Дети впечатлительны и быстро реагируют на всё новое и неизведанное, а мы с вами должны открыть перед ними секреты окружающего их мира.
Взрослые должны уметь слушать детей, ведь они так хотят поделиться своими впечатлениями. Не надо прерывать ребёнка замечаниями: « Да что ты всё выдумываешь!», хотя мы знаем с вами, что в рассказах детей присутствует выдумка. Дайте раскрыться маленькому человечку, и вы увидите, сколько впечатлений и фантазии, накопилось в душе у ребёнка.
Ни в коем случае нельзя оскорблять ребёнка неверием или равнодушием, иначе он может замкнуться в себе, и станет неразговорчивым неоткровенным. Выслушав ребёнка, взрослый может пополнить его представление о каких-то вещах, делая это тактично или же в игровой форме.
Читайте детям интересные сказки, смотрите мультфильмы, поучите с детьми стихотворение - продекламируйте его совместно и вы увидите, как пополняется словарный запас вашего ребёнка, развивается речь. И вот уже ваше маленькое чудо, может рассказывать содержание любимых сказок своим младшим сестрёнкам и братишкам.
Проводя работу с ребёнком дальше, вы можете проигрывать с ним полюбившиеся эмоциональные сценки, используя мимику, жесты, выразительность речи.
Дети чувствуют, когда взрослые, слушают с удовольствием и вниманием, и это усиливает их желание делиться с нами. И они очень рады, когда находят в нашем лице не только слушателя, но и собеседника, с которым можно даже поделиться своими небольшими детскими секретами.
Некоторые родители считают, что разговор с ребёнком надо вести на каком-то специфическом языке, но это не так, это ошибочное мнение. К сожаленью многие родители испытывают беспомощность в разговоре с детьми, складывается впечатление, что они говорят на разных языках. Общего совета тут не дашь: только родительское сердце может подсказать самые верные и доходчивые слова. И конечно душевная потребность говорить с ребёнком и общаться с ним на равных. Но есть два небольших секрета - это предельная откровенность и дружеское расположение.
Доброе слово старших - надёжное средство умственного и нравственного воспитания детей. И родителям не надо забывать об этом, и как можно чаще обращаться к нему.
В детстве каждого ребёнка всегда должны присутствовать; хорошее слово и хорошая игра. У каждого ребёнка есть определённый круг самых любимых игр: кто-то хочет стать доктором, кто-то учителем и т. д. Любят дети вносить в игры разные « придумки» и это так и должно быть, дайте ребёнку творить, играть, не мешая в творческом процессе игры.
Если ребёнок увлёкся своим процессом игры, то оторвать его от созданного фантазией мира непросто. Любое вмешательство в игру воспринимается болезненно. И не стоит полагаться родителям на приказ, требуя его немедленного исполнения, малышу трудно выходить из занимательной игровой обстановки. А надо то всего ничего: прибегнуть к маленьким игровым хитростям! Например: «У доктора тоже бывает перерыв на обед» или «Звонок на большую перемену». Так очень просто и мирным путём можно совершить переход от игры к делам домашним - без обиды и упрямства.
Серьёзный педагогический просчёт многих родителей в том, что они не находят времени для дружеской беседы или просто считают ненужным обстоятельное разъяснение. Отношения с детьми должны складываться на основе взаимопонимания и согласия.
Дети по складу своей натуры деятельны. Они не могут без каких-либо занятий. Без активного участия в происходящих событиях. Значит, их энергию, их стремление действовать надо умело и тактично направлять. Ребёнок всегда рад почувствовать себя помощником взрослых. Потому надо стараться как можно чаще обращаться к детям с просьбой помочь. Причём следует привлекать детей к таким делам, чтобы они видели результат своего труда. Для детей это обстоятельство очень важно; ведь они на конкретном зримом примере проверяют свои силы и возможности. Не забывайте похвалить ребёнка, ведь это побуждает детей к ещё большей старательности и активности.
Вот порой приходится выслушивать жалобы на своих детей: «замучила капризами. Руки опускаются». Но наше бесспорное суждение - это то, что ребёнок капризничает лишь тогда, когда он не здоров или тогда, когда его чувства и переживания сталкиваются с равнодушием и чёрствостью взрослых. Без причины дети не капризничают. Значит, взрослым, и родителям в первую очередь, надо знать эту причину, чтобы бережно отнестись к настроению ребёнка, приложить максимум такта и сердечности, чтобы успокоить его. Понять ребёнка, помочь ему - лучшее средство избежать капризов.