Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Комитет по орбразованию Админситрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 57 «Ладушки»
Конспект мастер-класса по теме:
«Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Подготовила:
воспитатель 1-ой категории
старшей группы
Салопова Валентина
Александровна
Подольск, 2019г.
Конспект мастер-класса по теме:
«Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: Представление опыта работы в образовательном процессе по развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.
- Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками.
- Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
- Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание
развивать свой творческий потенциал.
- Развивать творческую активность педагогов.
Методы:
Игровой (дидактические игры).
Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы и ведущим видом деятельности для них является игра.
Успешному решению задач образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля».
Создал эту методику известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель (1782 – 1852) - создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, признавшим ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем. В настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля в точности с теми же образовательными функциями.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
Эти "дары " использовались для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских "построек ". Дары Фрёбеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми, в том числе и область «Познание» - формирование и развитие математических способностей, где базой является логическое мышление.
Что такое игровой набор «Дары Фребеля»?
Каждый модуль нёс особую идею развития. Еще одна ценная черта «даров» - последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами.
Дар 1 , который передал Фребель - это мячики. Мячики, по мнению Ф. - это то первое, что ребенок получает от мамы. Он понимает, что он мягкий, тёплый, безопасный и может переливаться всеми цветами радуги. Эти мячики позволяют ребенку понимать, что его можно сжать, разжать, он приобретёт обратно свою форму – он целостный. Можно знать цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый. Всё это ребенок познает через свои ощущения.
С мячом любят играть не только малыши, но и дети более старшего возраста (например, «времена года», мячи выполняют функцию «снежков» и помогают решить поставленную перед ними дидактическую задачу.)
Фрёбель своим 2 Даром показывал, что 2-ой Дар позволяет уже показывать свойства предметов: не только их цвета, мягкость, твёрдость, но и геометрические формы, которые будут нужны ребёнку позже в школе.
2 Дар состоит из небольшого шара, куба и цилиндра. Диаметр шара и основание цилиндра, сторона куба – «одинаковы». С их помощью ребенок знакомится с разными формами и свойствами предметов.
-Возьмите в руки и подержите и куб и шар. Сравните и назовите свойства, которые отличают друг от друга куб и шар? (чем отличается куб от шара?)
Кубик со своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Куб нельзя катить, его можно перемещать, но он не катится, нельзя катить, у него есть стороны, и есть углы.
- Что же будет с кубом, если он будет висеть так же как шар, ведь они разные?
- Если мы его подвесим за одну сторону (предадим ему движение – вращение), куб у нас превращается в сложную фигуру, как можно назвать эту фигуру? (выслушиваем ответы)
-А можно не называть, дети сами придумают ей название. Она может быть похожа: на снежинку и на маленький домик пчел, и на что угодно.
За сторону - на цилиндр, потому что он впитал свойства шара и куба
Здесь главное показать детям, что это сказочное превращение. Вращение даёт - превращение!
-А если подвесим наш куб за угол; Понаблюдайте с детьми, на что похож теперь наш куб? (на ромб).
Используя 2 Дар можно проводить увлекательные научные эксперименты. Дети могут сделать вывод: шар, как бы мы его не положили, может катиться, а цилиндр - в зависимости какой стороной мы его поставим: или скользит, или катится! А что же будет с кубом? Куб, какой бы стороной мы его не поставили - куб может СКОЛЬЗИТЬ!
Фрёбель говорил Дар №2 – это основа его педагогического воззрения!
Дар №3 – это продолжения второго дара. Когда детям мы даём «ОБЪЁМ», разделённый на много частей - эта та особенность восприятия ребёнка, которая формируется у ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда МИР с одной стороны он ЦЕЛОСТНЫЙ, а с др.состоит из множества частей, но разделён на много маленьких кубиков.
И здесь очень интересно проводить эксперимент, который ставил известный психолог в начале 20-го века Жан Пиаже. Предложите детям сравнить: «Что же больше? Это куб или много маленьких кубиков? (выслушиваем ответы). А далее чтобы проверить правильность их догадки воспользуемся коробкой!
- Входит большой куб – входит! А маленькие кубики? (показ). Получается, такого же объёма, как и этот большой куб!
Это Дар №4. Этот же куб, который состоит множества маленьких параллелепипедов. Здесь так же можно показывать целостность и множественность мира, сравнивать объёмы: где больше – меньше? А так этот набор подходит, чтобы начинать конструировать.
Используя кубы 3-х Даров Фрёбеля можно провести интересные эксперименты сравнения и выяснить, что целый куб и кубы состоящие из восьми деталей имеют ОДИНАКОВЫЙ ОБЪЁМ! Пусть каждый куб пойдёт в свой собственный домик. Здесь можно поиграть в мышку, которая должна забежать в свою норку, а кошка не должна её поймать.
Дар №5 – это куб, разделённый на 27 маленьких кубиков, причём, 9 из них состоят из более мелких частей. Две треугольных призмы, по мнению Фрёбеля, треугольник самая простая фигура для ребенка, но куб более близок для ребенка в его постройках, его играх, поэтому только в 5 Даре появляются фигуры связанные с треугольником.
Фрёбель говорит, что ребёнку даём любой предмет поиграть, только в игре ребёнок осваивает окружающую действительность. Пусть это будут дома гномиков, или ульи на песке, а может это будут космические инопланетные корабли. Всё что угодно, лишь бы ребёнку захотелось поиграть.
И здесь даём Дар №6. 6 Дар включает в себя 18 кирпичиков: 6 узких столбцов – это кирпичики, разделённые пополам вдоль, и 12 полукирпичиков разделённые пополам поперечно.
- Это очень хитрый кирпичик, если его сложить и положить рядом с основным кирпичиком, то он будет точно такого же размера. Дать ребёнку поэкспериментировать.
- А если мы эти кирпичики поставим друг на друга, то ребёнок увидит, что они такие же, как наш куб! Значит, наш куб может состоять из треугольных призм (из крыш).
- Из маленьких кирпичиков, любые фантазии ребёнка воплощаются с помощью простых геометрических форм!
ИДЕИ ФРЕБЕЛЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ!
Во многих странах мира классические наборы Фрёбеля модернизируются, дополняются и пользуются спросом в садах (бусы…) Их использование позволяет ребенку знакомиться с другими геометрическими формами такими, как цилиндр, криволинейными фигурами: строить из них арки, мосты, а так же понимать основы геометрии.
Дар №7 является продолжением идей Фрёбеля. В нём воплощено его представление о переходе от объёмных фигур к плоским. Здесь используем коробку №7, в которой представлены различные геометрические фигуры: квадраты, круги, полукруги, и различные треугольники: прямоугольные, равнобедренные, равносторонние - из всего этого можно создавать красивые узоры, которые Фрёбель называл «мандалы» и эти фигуры из повторяющихся элементов, очень нравится конструировать детям. Они готовы на это тратить много время.
Так же плоские геометрические фигуры мы можем использовать на математике: раздаём карточки и просим выполнить задания, например, выложите треугольник зелёного цвета в верхний правый угол, 2 жёлтых круга в нижний правый угол и т.д.
Дар №8 и 9. Переход от плоских фигур к контурам фигур. В 8 Даре представлены палочки разного размера и разного цвета. Их можно использовать на занятии по математике, и можно создавать различные картины, а так же на занятиях по математике.
Например, уделяем внимание на совершенствование представлений детей о линиях. Знакомим с кривой линией (на сенсорном уровне). Предлагаем задание на моделирование линий с помощью Дара №8, 9. Задание: выложите прямую линию; выложите из палочек кривую линию;
Дар №9. Представляет собой кольца и полукольца. Кольца разного размера и цвета. Это позволяет так же использовать по развитию элементарные математических способностей и творческих способностей.
Дар №10. Воплощает идеи Фрёбеля от контура к точке, как от основы конструирования, через которую можно познавать мир.
Материалы Фрёбеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Самоанализ:
Работая над данной темой своей работы, целью которой является формирование и развитие логико-математических способностей детей дошкольного возраста, я отметила для себя, что данные разработки отличаются новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе, которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют.
Использование наглядности обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время выполнения задания, служит основой для развития понятийного мышления.
В данной работе я постаралась показать, что «разбудить» познавательный интерес ребенка, возможно только сделав обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
- Мне нравится (1)