Беседа с родителями на тему: «Это не мой ребёнок!»
Часто родители «не узнают» своих детей в детском саду. Удивляются их поведению. Видят отличное поведение ребёнка от привычного «домашнего». Подобные расхождения в поведении ребёнка дома — в семье и в детском саду могут быть по нескольким причинам.
Первая причина кроется в приспособлении ребёнка к окружающей среде. Когда ребёнок «выбирает» себе некую роль в коллективе. Безусловно, это подсознательные рефлексы, которые позволяют, а в некоторых случаях наоборот — не позволяют, ребёнку адаптироваться внутри группы сверстников.
Например, спокойный, не эмоциональный, застенчивый ребёнок, каким его привыкли видеть родители дома, в детском саду становится неуправляемым и шумным. Это может происходить по той причине, если большинство детей ведут себя подобным образом и для того, чтобы особо не выделятся и не привлекать к себе внимание, ребёнок перенимает поведенческое настроение большинства, если не находит в коллективе «себе подобного».
Так же может произойти с точностью наоборот, когда за достаточно неспокойным, активным, непоседливым ребёнком можно заметить более пассивное поведение.
Вторая причина — эмоциональная «зарядка». Например, когда ребёнок чувствует, что выходит из поля зрения мамы, папы и других членов семьи, выходит из-под их контроля и «ставит эксперименты» над своим обычным поведением, манерой общения, как с детьми, так и взрослыми, в данном случае воспитателем, помощником воспитателя (няней), музыкальным руководителем, педагогом по физкультуре, медсестрой. Ребёнок проверят степень дозволенности, как и с кем можно себя вести, можно ли то, что дома под запретом?
В том случае, если ребёнок переходит границы нормального общения и поведения среди сверстников или педагогического состава, воспитатель берёт это на заметку и проводит беседу с родителями. Не редко, вызвав возмущение от мамы или папы с протестом: «Этого не может быть! Мой ребёнок не мог так поступить! Он этого никогда бы не сделал!» и т. п.
Третья причина — это смена обстановки. Для каждого ребёнка посещение детского сада, в первую очередь — смена обстановки. В какой-то мере смена его деятельности. Ребёнок, в своём роде, приходит на работу, где у него есть определённые обязанности. Например, дежурство по столовой, помощник воспитателя по раздаче методического материала для занятий и т. п. Так же для него есть некий свод правил, который он обязан выполнять (сидеть на стульчике, когда его просит воспитатель, складывать вещи, молча
сидеть за столом во время обеда, ходить перед сном в туалет, чтобы не бегать во время тихого часа, молча лежать в кровати, заправлять постель и т. д.).
Некоторым детям не свойственно примерное поведение в «домашних условиях», либо у них пока нет домашних обязанностей, поэтому, когда родители со стороны наблюдают, как их непоседливое чадо беспрекословно выполняет просьбы воспитателя, не верят своим глазам и не узнают собственного ребёнка.
Четвёртой причиной является темперамент ребёнка, его лидерские качества. Когда в семье ребёнок «главный», ему уделяется чрезмерное внимание, повышенный контроль и много взрослых (бабушки, дедушки, тёти и дяди). В детском саду не редко поведение «главного» ребёнка сменяется на «второстепенного». И это не странно. Казалось бы, ребёнок, постоянно находящийся в центре событий, должен требовать к себе внимания и всеобщей любви и от других, например, своих сверстников. Это не всегда так. Каким бы коммуникабельным ребёнок не был или казался родителям, ему свойственно уставать от такой «работы».
Так же, как и у первой причины здесь может быть и обратная сторона происходящего. Когда ребёнку недостаточно внимания уделяют члены семьи: мама занята, папа на работе, у сестёр другие интересы, братья гуляют с друзьями, бабушки и дедушки — нет. В данном случае, ребёнок может пытаться заполнить эту брешь за счёт сверстников, став лидером в группе или, например, для своего «партнёра».
Пятая причина — быть «в почёте». Не редко, ребёнок начинает испытывать ревностное чувство по отношению к воспитателю. Ему хочется, чтобы его больше выделяли, хвалили, обращали внимание, приводили в пример. Так ребёнок становится внимательным к просьбам воспитателя и исполнительным. «Рвётся» к дежурствам, стремиться быть помощником в подготовке к занятиям. Быстрее всех одевается, не балуется за столом во время приёма пищи и на занятиях, не разговаривает в тихий час.
Воспитатель не может не обратить внимание на прилежное поведение ребёнка и не похвалить его перед родителями. Зачастую это приятно удивляет мам и пап, ведь дома их ребёнок вовсе не такой. Здесь нет причин для расстройства и ревности. Такое поведение показатель того, что в ходе развития, взросления и становления ребёнка, как личности, само собой выйдет за пределы детского сада и станет привычным для ребёнка и дома.
Это некая статистика, проведённая по личным наблюдениям за много лет педагогической практики. Времена менялись, поколения менялись вместе с ними, но некоторые вещи оставались неизменны. Каждый ребёнок особенен по-своему, но методы
социальной адаптивности во многом схожи с теми, что были тогда и есть сейчас. Главное, чтобы найти к ребёнку подход и «общий язык» — несмотря на все детские хитрости, манипуляции, симуляции и прочее подобное поведение, видеть в нём индивидуальность и характер, натуру маленького человека и стать ему другом.
Дорогие родители! Не беспокойтесь, если Ваши дети не всегда радуют Вас своим поведением. Они только учатся контролировать свои эмоции и правильно выражать их. Иногда ребёнку необходимо помогать с выбором, что хорошо, а что — плохо, иногда — этот выбор ребёнок должен сделать сам! Не беда, если он ошибётся. Вы всегда должны прийти ему на помощь, а на помощь Вам — придёт воспитатель!