Беседа с детьми подготовительной к школе группе "Июнь - первый летний месяц"

Чихалова Татьяна Васильевна

                    

Беседа с детьми подготовительной к школе группы

 «Июнь - первый летний месяц».

 

Цель: Развивать познавательный интерес.

Задачи: Углубить и обобщить представления детей об июне, его типичных признаках. Продолжать учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных в июне, труде взрослых. Воспитывать любовь к родной природе.

Дидактическая игра: «Домашние животные и их детёныши».

Цель: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, закрепить знания об образе жизни и пользе домашних животных; развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.

 

Материал: телевизор, слайды с изображениями жилищ домашних животных; видео «Сбор грибов в июне»; картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей.

Предварительная работа: Знакомство детей с народными приметами в июне месяце; рассказы педагогов о пользе домашних животных, об условиях их жизни в холодное время года.  

 

Ход беседы:

Педагог: «Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю». О каком времени года эта загадка?

Дети: Эта загадка о лете.

Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: Летом жарко, все купаются в теплом море или реке.

Педагог: Как называется первый месяц лета?

Дети: Первый летний месяц называется июнь.

Педагог: Как называется последний месяц весны?

Дети: Последний месяц весны называется май.

Педагог: Чем отличается июнь от мая?

Дети: В июне дни длиннее, а ночи короче, чем в мае.

Педагог:  Отчего так много света?
                  Отчего вдруг так тепло?
                  Оттого, что это – лето,
                  На все лето к нам пришло.
                  Оттого и каждый день,
                  Все длиннее, что ни день,
                  Ну, а ночи,
                  Ночь от ночи,
                  Все короче и короче…

Чем ещё отличаются изменения в природе и труд взрослых в мае от труда людей и изменений в природе в начале лета? 

Дети: В мае отцветают весенние цветы. Взрослые посеяли семена овощей и цветов, высадили рассаду помидоров и огурцов. В июне семена прорастают, а рассада начинает цвести, появляются маленькие помидоры и огурчики. В мае птицы высиживают птенцов, а в июне кормят их.

Педагог: Июнь - начало лета. По народному календарю, оно наступает с зацветания шиповника (6 июня), а астрономы считают началом лета 22 июня – это самый длинный день в году, и самая короткая ночь в году. Июнь самый светлый месяц года, его когда-то называли млечень. В старину июнь также считался солнцеворотом. В народе июнь называли розанцвет, земляничник, румянец, хлеборост.
Какие народные приметы об июне вы знаете?

Дети: Если в июне много росы, то это предвещало богатый урожай. В месяце июне заря с зарею сходятся. Если вечером в июне после дождя радуга появляется, то будет долго хорошая погода. Май подымает хлеба, а июнь сено. В июне закрома всегда пусты.

Педагог: В июне много народных праздников. Каждый праздник имеет свои приметы и поговорки ему посвященные. 1 июня День Ивана-Хлебороста или Ивана Долгого. В народе замечали: если на Ивана Долгого идет дождь, то весь месяц будет сухим. Также говорили: «На Ивана дождь несет рожь», — то есть осадки предвещали еще и хороший урожай. 3 июня - День Олены (Елены) – Леносейки. В этот день девушки должны были ходить с распущенными волосами, чтобы волосы были красивыми и длинными. Примечали приметы погоды. Если день на Олену бывал дождливым, то и осень ждали ненастную. Если шел дождь с градом, это предвещало снег с крупой в декабре.

 6 июня - Свобориное дерево. Свобориным деревом на Руси называли шиповник. Когда шиповник только-только расцветал, бабушки усаживались под ними с внуками и рассказывали им сказки. Считалось, что это поможет детям избавиться от страхов.

В июне сочные травы, в них живут кузнечики и другие насекомые. В начале лета расцветает много цветов на лугах, опушках леса, на клумбах. Бабочки и пчёлы пьют цветочный нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя их.

Речь с движением «Роза».

Я роза – красива, чиста и душиста,

Дети показывают на себя.

Бываю высокой, бываю и низкой,

Поднимают руки вверх, наклоняются.

Бываю я красной, бываю бордовой,

Оранжевой, желтой и даже зелёной.

Загибают пальцы на руке, рассказывая какого цвета бывают розы.

На стебле моём есть колючки-шипы,

Показывают ладони с разжатыми пальцами.

Поэтому лучше меня ты не рви.

Грозят пальцем.

Сорвёшь –

Имитируют действие.

 Очень быстро я в вазе завяну,

Красивой, душистой я быть перестану.

Опускают руки вниз, расслабляют верхнюю часть туловища, произносят слова грустным голосом.

Но если оставишь меня ты расти,

То долго, красиво я буду цвести.

Поднимают руки, и тянуться вверх. Опускают руки до уровня плеча, ладонями вверх, улыбаются.

Педагог: В июне на деревьях завязи (маленькие плоды) слив, груш, айвы и яблонь наполняются соком и становятся всё больше и больше. Птицы перестают петь песни, они кормят и защищают своих птенцов. В июне подрастают детёныши диких животных, родившиеся весной, и родители учат находить корм, охотиться.

Как взрослые птицы и животные заботятся о своих птенцах и детёнышах?

Дети: Родители кормят их, оберегают, учат спасаться от врагов и находить корм.

Педагог: Почему родители делают это?

Дети: Они хотят, чтобы их дети могли выжить без помощи взрослых.

Педагог: Да, взрослые птицы и животные готовят летом птенцов и детёнышей к взрослой жизни.

В июне люди собирают ягоды, целебные травы, сеют гречиху, собирают грибы. Как гласит народный календарь грибов, существует примета: Если ягоды земляники заалели в траве, а рябина и калина покрыты цветами, то в лесу много грибов. Съедобные грибы растут в лесу, на лугах и опушках. В июне на смену весенним грибам: сморчкам, строчкам, маслёнкам приходят: сыроежки, подберезовики, летние опята, лисички и белые грибы.

Просмотр видео «Сбор грибов в июне».

Педагог: В июне начинают косить и сушить траву.

Педагог: Как называется сухая трава?

Дети: Сухая трава называется сено.

Педагог: Для кого люди заготавливают сено?

Дети: Для домашних животных.

Педагог: Какие домашние животные питаются сеном?

Дети: Сеном питаются козы, коровы, лошади, овцы.

Педагог: Сеном домашние животные питаются тогда, когда на пастбищах не растёт трава. В тёплое время года коров, коз и овец пастухи с раннего утра и до вечера пасут на лугах. А лошадей пасут с вечера до утра. Днём они работают: подвозят корма на конюшни, коровники, птичники, где живут куры, гуси, утки и индюки, на лошадях вывозят оттуда навоз. Лошадей используют для внесения удобрений, для заготовки сена, поэтому их пасут ночью после окончания дневных работ, это называется «пойти в ночное». Лошади отдыхают, а люди разговаривают, чтобы не уснуть, и варят кашу на кострах.                                

                                           Слайд  №1«В ночном».

Педагог:                            Хорошо, устав от зноя,

На конях скакать в ночное,

Кашу на костре сварить,

До утра проговорить.

Вечером пастухи гонят коров в хлева или коровники, а овец в кошары или овчарни. В свинарнике живут свиньи, в хлеву или козлятнике живут козы. Наша страна очень большая и жилища для домашних животных люди иногда называют по-разному.

В коровниках живут коровы,

Всегда накормлены, здоровы.

Конюшня – дом для лошадей.

Спешат домой они скорей.

Здесь в денниках они стоят

И сено вкусное едят.

 

Физкультминутка «Лошадки».

Эй, лошадки, все за мной

Поспешим на водопой.

Встать, руки вперед, сделать прыжки на месте.

Вот река широка и глубока,

Не достанешь до дна.

Развести руки в стороны.

А водица вкусна.

Пейте! Хороша водица!

Занять исходное положение, сделать наклоны вперед, стараясь коснуться пола.

Постучим копытцем.

Выпрямиться, потопать сначала левой, а потом правой ногой.

Эй, лошадки, все за мной - поскакали домой.

Встать, руки вперед, сделать прыжки на месте.

 

Педагог: Ребята, как называется дом, жилище для коров?

Дети: Дом для коров называется коровник или хлев.

                                           Слайд  №2«В коровнике».

Педагог: Где живут овцы?

Дети: Овцы живут в кошарах или овчарнях.

                                           Слайд  №3«В кошаре».

Педагог: Как называется дом для лошадей?

Дети: Дом для лошадей называется конюшня.

                                           Слайд  №4«В конюшне».

Педагог: Как называется дом для коз?

Дети: Дом для коз называется хлев или козлятник.

                                           Слайд  №5«В козлятнике».

Педагог: Летом у домашних животных подрастают детёныши, предлагаю вам игру «Домашние животные и их детёныши».

Дидактическая игра «Домашние животные и их детёныши».

Детям подходят к столу, где лежат картинки с изображениями взрослых животных и их детёнышей. Педагог говорит о том, что у каждого животного есть детёныш. Далее вызванный педагогом ребёнок находит детёныша, называет его, соотносит картинки с изображением взрослого животного и его детёныша. Рассказывают об образе жизни и пользе домашних животных.

Педагог: Ребята, в июне взрослые не только заботятся о домашних животных, но и работают в садах, огородах, цветниках. По утрам поливают кусты чёрной и красной смородины, молодые деревца яблонь, груш, слив и подкармливают их удобрениями. На огородах пропалывают сорную траву, подвязывают кусты помидор, прорывают грядки с морковью, свеклой.

После окончания цветения выкапывают и делят луковицы цветов: нарциссов, тюльпанов, гиацинтов, ирисов. Укореняют черенки лавандырозмарина, чубушника и других кустарников, обрезают ветки с сухими цветами на кустах роз и сирени.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Мы цветка все части знаем:

Корень, стебель, лист, бутон.

Дети разгибают пальцы на руке, начиная с мизинца, перечисляя части цветка.

А когда цветок завянет,

Семена подарит он.

Сжимают пальцы руки в кулак. Трут на обеих руках большие пальцы об указательные и средние пальцы («сыплют семена»)

 

Итог:

Дети обобщают свои понятия об июне, как начале летнего сезона.

Педагог:  Скажите, что такое начало лета? (Начало лета - это...)