Беседа с детьми подготовительной к школе группе "Июнь - первый летний месяц"
Беседа с детьми подготовительной к школе группы
«Июнь - первый летний месяц».
Цель: Развивать познавательный интерес.
Задачи: Углубить и обобщить представления детей об июне, его типичных признаках. Продолжать учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных в июне, труде взрослых. Воспитывать любовь к родной природе.
Дидактическая игра: «Домашние животные и их детёныши».
Цель: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, закрепить знания об образе жизни и пользе домашних животных; развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.
Материал: телевизор, слайды с изображениями жилищ домашних животных; видео «Сбор грибов в июне»; картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей.
Предварительная работа: Знакомство детей с народными приметами в июне месяце; рассказы педагогов о пользе домашних животных, об условиях их жизни в холодное время года.
Ход беседы:
Педагог: «Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю». О каком времени года эта загадка?
Дети: Эта загадка о лете.
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: Летом жарко, все купаются в теплом море или реке.
Педагог: Как называется первый месяц лета?
Дети: Первый летний месяц называется июнь.
Педагог: Как называется последний месяц весны?
Дети: Последний месяц весны называется май.
Педагог: Чем отличается июнь от мая?
Дети: В июне дни длиннее, а ночи короче, чем в мае.
Педагог: Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето,
На все лето к нам пришло.
Оттого и каждый день,
Все длиннее, что ни день,
Ну, а ночи,
Ночь от ночи,
Все короче и короче…
Чем ещё отличаются изменения в природе и труд взрослых в мае от труда людей и изменений в природе в начале лета?
Дети: В мае отцветают весенние цветы. Взрослые посеяли семена овощей и цветов, высадили рассаду помидоров и огурцов. В июне семена прорастают, а рассада начинает цвести, появляются маленькие помидоры и огурчики. В мае птицы высиживают птенцов, а в июне кормят их.
Педагог: Июнь - начало лета. По народному календарю, оно наступает с зацветания шиповника (6 июня), а астрономы считают началом лета 22 июня – это самый длинный день в году, и самая короткая ночь в году. Июнь самый светлый месяц года, его когда-то называли млечень. В старину июнь также считался солнцеворотом. В народе июнь называли розанцвет, земляничник, румянец, хлеборост.
Какие народные приметы об июне вы знаете?
Дети: Если в июне много росы, то это предвещало богатый урожай. В месяце июне заря с зарею сходятся. Если вечером в июне после дождя радуга появляется, то будет долго хорошая погода. Май подымает хлеба, а июнь сено. В июне закрома всегда пусты.
Педагог: В июне много народных праздников. Каждый праздник имеет свои приметы и поговорки ему посвященные. 1 июня День Ивана-Хлебороста или Ивана Долгого. В народе замечали: если на Ивана Долгого идет дождь, то весь месяц будет сухим. Также говорили: «На Ивана дождь несет рожь», — то есть осадки предвещали еще и хороший урожай. 3 июня - День Олены (Елены) – Леносейки. В этот день девушки должны были ходить с распущенными волосами, чтобы волосы были красивыми и длинными. Примечали приметы погоды. Если день на Олену бывал дождливым, то и осень ждали ненастную. Если шел дождь с градом, это предвещало снег с крупой в декабре.
6 июня - Свобориное дерево. Свобориным деревом на Руси называли шиповник. Когда шиповник только-только расцветал, бабушки усаживались под ними с внуками и рассказывали им сказки. Считалось, что это поможет детям избавиться от страхов.
В июне сочные травы, в них живут кузнечики и другие насекомые. В начале лета расцветает много цветов на лугах, опушках леса, на клумбах. Бабочки и пчёлы пьют цветочный нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя их.
Речь с движением «Роза».
Я роза – красива, чиста и душиста,
Дети показывают на себя.
Бываю высокой, бываю и низкой,
Поднимают руки вверх, наклоняются.
Бываю я красной, бываю бордовой,
Оранжевой, желтой и даже зелёной.
Загибают пальцы на руке, рассказывая какого цвета бывают розы.
На стебле моём есть колючки-шипы,
Показывают ладони с разжатыми пальцами.
Поэтому лучше меня ты не рви.
Грозят пальцем.
Сорвёшь –
Имитируют действие.
Очень быстро я в вазе завяну,
Красивой, душистой я быть перестану.
Опускают руки вниз, расслабляют верхнюю часть туловища, произносят слова грустным голосом.
Но если оставишь меня ты расти,
То долго, красиво я буду цвести.
Поднимают руки, и тянуться вверх. Опускают руки до уровня плеча, ладонями вверх, улыбаются.
Педагог: В июне на деревьях завязи (маленькие плоды) слив, груш, айвы и яблонь наполняются соком и становятся всё больше и больше. Птицы перестают петь песни, они кормят и защищают своих птенцов. В июне подрастают детёныши диких животных, родившиеся весной, и родители учат находить корм, охотиться.
Как взрослые птицы и животные заботятся о своих птенцах и детёнышах?
Дети: Родители кормят их, оберегают, учат спасаться от врагов и находить корм.
Педагог: Почему родители делают это?
Дети: Они хотят, чтобы их дети могли выжить без помощи взрослых.
Педагог: Да, взрослые птицы и животные готовят летом птенцов и детёнышей к взрослой жизни.
В июне люди собирают ягоды, целебные травы, сеют гречиху, собирают грибы. Как гласит народный календарь грибов, существует примета: Если ягоды земляники заалели в траве, а рябина и калина покрыты цветами, то в лесу много грибов. Съедобные грибы растут в лесу, на лугах и опушках. В июне на смену весенним грибам: сморчкам, строчкам, маслёнкам приходят: сыроежки, подберезовики, летние опята, лисички и белые грибы.
Просмотр видео «Сбор грибов в июне».
Педагог: В июне начинают косить и сушить траву.
Педагог: Как называется сухая трава?
Дети: Сухая трава называется сено.
Педагог: Для кого люди заготавливают сено?
Дети: Для домашних животных.
Педагог: Какие домашние животные питаются сеном?
Дети: Сеном питаются козы, коровы, лошади, овцы.
Педагог: Сеном домашние животные питаются тогда, когда на пастбищах не растёт трава. В тёплое время года коров, коз и овец пастухи с раннего утра и до вечера пасут на лугах. А лошадей пасут с вечера до утра. Днём они работают: подвозят корма на конюшни, коровники, птичники, где живут куры, гуси, утки и индюки, на лошадях вывозят оттуда навоз. Лошадей используют для внесения удобрений, для заготовки сена, поэтому их пасут ночью после окончания дневных работ, это называется «пойти в ночное». Лошади отдыхают, а люди разговаривают, чтобы не уснуть, и варят кашу на кострах.
Слайд №1«В ночном».
Педагог: Хорошо, устав от зноя,
На конях скакать в ночное,
Кашу на костре сварить,
До утра проговорить.
Вечером пастухи гонят коров в хлева или коровники, а овец в кошары или овчарни. В свинарнике живут свиньи, в хлеву или козлятнике живут козы. Наша страна очень большая и жилища для домашних животных люди иногда называют по-разному.
В коровниках живут коровы,
Всегда накормлены, здоровы.
Конюшня – дом для лошадей.
Спешат домой они скорей.
Здесь в денниках они стоят
И сено вкусное едят.
Физкультминутка «Лошадки».
Эй, лошадки, все за мной
Поспешим на водопой.
Встать, руки вперед, сделать прыжки на месте.
Вот река широка и глубока,
Не достанешь до дна.
Развести руки в стороны.
А водица вкусна.
Пейте! Хороша водица!
Занять исходное положение, сделать наклоны вперед, стараясь коснуться пола.
Постучим копытцем.
Выпрямиться, потопать сначала левой, а потом правой ногой.
Эй, лошадки, все за мной - поскакали домой.
Встать, руки вперед, сделать прыжки на месте.
Педагог: Ребята, как называется дом, жилище для коров?
Дети: Дом для коров называется коровник или хлев.
Слайд №2«В коровнике».
Педагог: Где живут овцы?
Дети: Овцы живут в кошарах или овчарнях.
Слайд №3«В кошаре».
Педагог: Как называется дом для лошадей?
Дети: Дом для лошадей называется конюшня.
Слайд №4«В конюшне».
Педагог: Как называется дом для коз?
Дети: Дом для коз называется хлев или козлятник.
Слайд №5«В козлятнике».
Педагог: Летом у домашних животных подрастают детёныши, предлагаю вам игру «Домашние животные и их детёныши».
Дидактическая игра «Домашние животные и их детёныши».
Детям подходят к столу, где лежат картинки с изображениями взрослых животных и их детёнышей. Педагог говорит о том, что у каждого животного есть детёныш. Далее вызванный педагогом ребёнок находит детёныша, называет его, соотносит картинки с изображением взрослого животного и его детёныша. Рассказывают об образе жизни и пользе домашних животных.
Педагог: Ребята, в июне взрослые не только заботятся о домашних животных, но и работают в садах, огородах, цветниках. По утрам поливают кусты чёрной и красной смородины, молодые деревца яблонь, груш, слив и подкармливают их удобрениями. На огородах пропалывают сорную траву, подвязывают кусты помидор, прорывают грядки с морковью, свеклой.
После окончания цветения выкапывают и делят луковицы цветов: нарциссов, тюльпанов, гиацинтов, ирисов. Укореняют черенки лаванды, розмарина, чубушника и других кустарников, обрезают ветки с сухими цветами на кустах роз и сирени.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Мы цветка все части знаем:
Корень, стебель, лист, бутон.
Дети разгибают пальцы на руке, начиная с мизинца, перечисляя части цветка.
А когда цветок завянет,
Семена подарит он.
Сжимают пальцы руки в кулак. Трут на обеих руках большие пальцы об указательные и средние пальцы («сыплют семена»)
Итог:
Дети обобщают свои понятия об июне, как начале летнего сезона.
Педагог: Скажите, что такое начало лета? (Начало лета - это...)