Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "
Методическая разработка кружковой работы с детьми раннего возраста
Актуальность: Игры с мячом были известны и любимы во все времена. В детских играх мяч по популярности занимает первое место.
В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.
Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.
Сегодня мяч многолик. Это — фитбол, hop, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам, материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч.
Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия, способствующие увеличению амплитуды движения.
Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.
Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для работы с агрессией — в первую очередь тем, что безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С ними играют даже застенчивые ребята.
Игры и игровые упражнения с мячом для детей 3-4 лет
Подбирать мяч для малыша необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения — основные во владении мячом. Поэтому, чтобы дети смогли выполнить соответствующие действия, необходимо подобрать удобный мяч. Внимание должно быть обращено на вес, объём и качество материала, из которого сделан мяч. Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с воздушным шариком, сенсорным (поролоновым) мячом, интересны им и маленькие массажные мячи, пластмассовые шарики.
Эти мячи могут быть использованы в играх и игровых упражнениях, развивающих координацию, силу, глазомер, формирующих произвольность и умение сосредотачиваться при выполнении заданий, помогающих осваивать различные варианты выполнения движений.
Игры с мячом
Поиграй со мною в мяч
Для игры нужен: большой мяч.
Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:
Ты поймал весёлый мяч,
Ну, верни его, не прячь.
Ребёнок катит мяч обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
Лови, кати
Для игры нужны: флажок и мяч.
Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом. Просит его встать к флажку (расстояние 50 см), показывает, как присесть на четвереньки, и катит ребёнку мяч. Затем просит его катить мяч обратно.
Оттолкни и поймай
Для игры нужен: мяч.
Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.
Мяч по дорожке
Для игры нужны: дорожка и шар.
Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 см, длиной 0,5—1 м), предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.
Докати мяч до стены
Для игры нужны: скамейка или стул, мяч.
Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.
Скати с горки
Для игры нужны: горка и мяч (или шар).
Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мяч (или шар).
Кати, толкай
Для игры нужны: обруч или мягкий модуль-круг.
Взрослый даёт ребёнку круг среднего размера из мягкого модуля или обруч и предлагает катить, идти за ним и подталкивать.
Попади в ворота
Для игры нужны: ворота и мяч.
Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем до- 1 бежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.
Закати мяч в ворота
Для игры нужны: ворота и мяч.
Взрослый вместе с ребёнком делает ворота (дуга, кегли, тоннель, стульчик и т. п.), затем предлагает ему толкнуть мяч ногой, закатить в ворота.
Подбрось, поймай, упасть не давай
Для игры нужен: мяч.
Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.
Попади в круг
Для игры нужны: корзина или обруч и малые мячи или мешочки.
Ребёнок берёт из корзины (можно вместо корзины использовать обруч) малые мячи или мешочки (по два, в правую и левую руки), встаёт на расстоянии 1—1,5 м от корзины в кружок и бросает мяч или мешочек в корзину.
Сбей мяч
Для игры нужны: верёвка и малый мяч.
На уровне глаз ребёнка подвесить мяч (диаметром не меньше 70 см), дать ребёнку малый мяч (диаметром 8—12 см), встать с ребёнком на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой мяч в подвешенную цель.
Отбей мяч
Для игры нужен: надувной мяч (или шар).
Взрослый берёт надувной мяч (шар), бросает его ребёнку, а малыш должен отбить мяч с лёта одной или двумя руками.
Смотри, мяч не урони
Для игры нужен: мяч.
Играть могут 2—3 ребёнка. Взрослый кидает мяч о пол, сопровождая бросок словами «Смотри, мяч не урони». После отскока ребёнок должен его поймать и через отскок бросить взрослому, затем — другому ребёнку.
Брось и лови
Для игры нужен: большой резиновый мяч.
Ребёнок встаёт на линию, по команде взрослого «Бросай!» бросает мяч вперёд и вдаль, по команде «Лови!» бежит за ним. Ребёнок должен успеть поймать мяч, пока он подпрыгивает после удара о пол.
Попади в комара
Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 м, и мячи или мешочки (2—3 штуки).
Ребёнок берёт несколько мешочков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.
Примечание: «комар» должен быть крупным, размером не менее 50—80 см