Что такое реджио-педагогика?
Что такое реджио-педагогика и почему она становится такой популярной
Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.
После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.
В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого — вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.
Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.
В основе реджио-педагогики — предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.
Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого — не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа. Итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.
Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.
Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.
Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.
Пространство поделено на разные зоны:
от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.
Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.
Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.
Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.
Возможностей для творческого развития в детских садах огромное множество.
Дошкольники рисуют, разукрашивают, клеят, лепят с использованием разных материалов. Например, листьев, шишек, веток, бусин, бумаги, красок и других.
Дети, взаимодействуя с разными фактурами, исследуют мир и его структуру. Наблюдение и творческий процесс — основные способы познания окружающего мира.
«Малыш — творец самого себя», — говорят педагоги. И если оставить его в покое, дать ему свободу созерцать, слушать, а затем воплощать, то уже совсем скоро взрослые увидят, что он действительно способен выражаться на 100 языках, как и говорил Лорис Малагуцци.