Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора.

Курдоглян Инна Олеговна

Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора.

          Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по – другому, многое открываем заново и переоцениваем. Нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

В первую очередь это относится к нашему прошлому. Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, и др.С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью. Народная музыка создавалась не только для слушания, она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Традиционные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы.

Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоническую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости.

Детский фольклор классифицируют на 3 раздела:

- календарный фольклор;

- потешный фольклор;

- игровой фольклор.

В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведениями, имеющие сезонный характер. Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы.

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы. Дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Приобщение воспитанников к детскому фольклору осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, через праздники и развлечения.

Музыкальность – это комплекс способностей. Основные из них:

- ладовое чувство;

- музыкально – слуховые представления;

- чувство ритма.

Заклички, напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально – слуховые представления и ладовое чувство. Также укрепляет физическое здоровье – лёгкие и голосовой аппарат, т.к. большинство закличек, дразнилок поётся голосом, на грудном резонировании, как можно громче.

У детей большой интерес вызывают игры, которые включают в себя пение. Оно украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую слаженность. В играх, сопровождаемые напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь – то и вырабатываются ловкость и смекалка. Артистические качества, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. Появляется настроение, что даёт полную свободу мышцам и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать у детей чувство ритма.

Таким образом, можно сделать вывод, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.