СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
Александр Пятигорский
Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации ФГОС ДО. Его основоположником является Л.С. Выготский. Великий учёный считал, что дети способны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Последователи Выготского - А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков. Системно–деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, научиться). Основной мотив участия ребенка в образовательном процессе наличие интереса. Почему зернышки для птиц нужно положить в кормушку, а не на дорожку? Что будет, если их положить на дорожку? Почему у птиц и морских животных не намокают шерсть и перья? Почему кошка умывается языком? В теплой или в холодной воде быстрее растает лед? Ответить на эти и другие вопросы поможет познавательно-исследовательская деятельность. Надо предложить детям проблему, которую они смогут решить. А на стадии учебных действий необходимо создать ситуацию успеха. Деятельность дошкольников должна соответствовать их возрасту. Необходимо создать каждому ребенку все условия для его полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала. Основная педагогическая задача в условиях системно-деятельностного подхода - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
В нашей группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) Центры (театрализации, экспериментирования, творчества, уголок книг, уголок природы, уголки для игр девочек и мальчиков, для сюжетно-ролевых игр и др.), в которых реализуется эта деятельность содержат различные материалы. Игровой материал должен периодически менять
ся, должны появляться новые предметы, чтобы стимулировать детскую деятельность. Нужно чаще менять оформление группы. Естественная игровая среда и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу, самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и потребности. Д.Б. Эльконин: «В игре ребенок может сделать то, что он не может сделать в реальности». В ходе сюжетно-ролевой игры развивается творческое воображение, образное мышление, самосознание. Сюжетно-ролевая игра строится на расширяющемся с возрастом представлении ребенка о жизни взрослого. В атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (сумки, фартуки, головные уборы, пустые упаковки от продуктов). Ребенок становится активным деятелем.
Оформление предметно-развивающей среды должно побуждать детей к активному действию в ней. В группе и на площадке должно быть многообразие материалов и оборудования, чтобы обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (речной песок, вода, глина, соль, камешки, семена различных растений, плоды каштана, орехов и т.д.) В уголке экспериментирования в нашей группе есть весы, часы, мерные кружки, формочки, трубочки, стаканчики, лупы, образцы природных материалов. Детское экспериментирование-это деятельность, необходимая для саморазвития личности ребенка. Развивается предметная, коммуникативная компетентность ребенка. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности. Ребенку необходимо самоопределиться, самореализоваться, адаптироваться в социуме. Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика. Ребенок выступает в роли деятеля, а педагог является организатором и координатором этой деятельности. Педагог должен быть демократичным, компетентным, постоянно саморазвиваться. Недопустим авторитарный стиль общения с детьми.
Таким образом, системно-деятельностный подход доступен для освоения в массовой практике дошкольного образования.