Консультация для родителей «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей
«Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.»
Актуальность:
Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка несет в себе историю народа, духовные и моральные ценности, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. В настоящее время остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности. В процессе работы с детьми дошкольного возраста мною отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг ; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии. В настоящее время существует много «понятий» что такое сказкотерапия»,одно из них: Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки . Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
Цель: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Задачи сказкотерапии:
Раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулирование творческого самовыражения.
Формирование позитивного отношения ребенка к себе.
Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
Выявление и поддержка творческих способностей.
Развитие способностей контролировать свои эмоции.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Во - вторых, у маленького ребенка сильно процесс эмоционального объединения(сравнения) себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому , воспринимая сказку,ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Что сказка дает детям?
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей?
Воспитание хороших человеческих качеств :
На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
Проживание эмоций:
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
Привитие извечных ценностей:
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
Понимание мира вокруг и отношений между людьми :
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
Мягкая коррекция поведения ребенка
В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми.
Расслабление,положительные эмоции .
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.
Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в сказкотерапии.
Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
Авторские: сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перо, А.С.Пушкина, П. Бажова и многих других писателей-сказочников.
Психотерапевтические: для более глубокой, «лечебной» работы,
их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
Дидактические или обучающие сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для помощи ребенку в решении проблем с поведением.
Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта,используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.(сказки на ночь)
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.
Методики сказкотерапии:
-Чтение сказки воспитателем в группе с дальнейшим обсуждением проблемы и персонажей.
-Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание её.
-Разбор сказки, чтение её группе и постановка заданий,(нарисовать о чем была сказка, нарисовать понравившегося ей героя, слепить, рассказать суть сказки, её мораль, найти героя в сказке или действие ,которое требует исправления и прокомментировать его)
Работу со сказкотерапией я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок , лепим, создаем аппликации .Также проводиться работа с родителями. По сказкам учу составлять словесные образы героев, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.
Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-обсуждения .Идет обогащение предметно-пространственной развивающей среды. Разыгрываем сюжеты сказок, литературных произведений в театральных играх и в играх-драматизациях.