Отчёт по самообразованию по теме: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых» 2018 - 2019 учебный год (второй год работы над темой)

Отчет по самообразованию учителя-логопеда Сабаниной Ирене Эвальдовны.
Тема: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых»
2018 - 2019 учебный год (второй год работы над темой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 790.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию учителя-логопеда Сабаниной Ирене Эвальдовны.
Тема: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых»
2018 - 2019 учебный год (второй год работы над темой)
Общие сведения о педагоге.
Сабанина Ирене Эвальдовна
Дата рождения 11.01.1972 г.
Стаж работы в должности 2года.
Квалификационная категория – первая.
Высшее образование (закончила ТГПУ г. Томска в 1998 году. Квалификация – учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования», 1998 г.)
Профессиональная переподготовка по программе: «Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия» (Московская академия профессиональных компетенций, 2016год, 576 часов).
Курсы повышения квалификации: право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», г.Пермь, 16.08.2017 – 20.09.2017, 144 часа.
Цели 2-го года изучения темы:.
- накопление опыта работы по формированию и развитию артикуляционной моторики до уровня оптимальной достаточности для постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
- формирование методического комплекса;
- повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи 2-го года изучения темы:
- уверенное овладение здоровьесберегающими (логопедический массаж и самомассаж) технологиями;
- планомерное и систематическое внедрение методов массажа и самомассажа в коррекционно-развивающий логопедический процесс.
Своевременное, грамотно обоснованное применение в организации коррекционно-образовательной деятельности знаний неврологических основ речи, общих закономерностей её развития, а также психологических, возрастных и личностных особенностей детей с речевыми нарушениями, позволяют активно использовать здоровьесберегающие логопедические технологии (логопедический массаж, самомассаж) и добиваться в коррекционной практике положительных и стабильных результатов.
Современные методы психологической и логопедической диагностики устной речи дошкольников позволяют построение перспективных программ индивидуального развития каждого воспитанника. Своевременное заполнение речевых карт, сбор и анализ анамнестических данных, различного рода тестирования способствуют выявлению воспитанников, остро нуждающихся в нетрадиционных методах коррекции речи. В первую очередь работа ведётся именно с детьми с такими детьми.
Работая над темой самообразования (второй год), провела следующую работу (согласно намеченному плану):
- По итогам диагностики речевого развития детей подготовительной к школе группы «Петрушка» выявила и сформировала группу детей-логопатов, первоочерёдно нуждающихся в логопедическом массаже ( с диагнозами «стёртая форма дизартрии, ринолалия, боковой сигматизм, проблемами просодической стороны речи).
- На протяжении всего года коррекционно-образовательный процесс строила с учётом регулярного проведения логопедического массажа.
- В обучении технике самомассажа задействовала всех воспитанников, динамика речевого развития не менялась на протяжении нескольких занятий.
- Провела работу над созданием методических папок «Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата», «Нетрадиционные методы и приёмы логопедического массажа и артикуляционной гимноастики»
- Для обеспечения доступности при взаимодействии с родителями, проводила регулярные консультации с элементами ознакомления с разнообразными видами массажа и самомассажа.
- Для вовлечение воспитанников в процесс овладения приёмами самомассажа подготовила комплект игрушек на пальчики «Курочка» (Приложение1)
- Подготовила и провела практикум для коллег с использованием пособия «Курочка» на тему «Специфика работы воспитателя в преодолении нарушений речи дошкольников. Логопедический массаж, самомассаж».
Составлен Тезаурус:
Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах.
Мимические мышцы - это мышцы лица.
Тонус мышц – это не контролированное напряжение мышечных волокон, в результате которого происходит их сокращение в период нахождения в расслабленном состоянии
Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.
За год работы по теме самообразования мною была изучена литература:
- Л. П. Воронина, Н. А. Червякова. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Инна Карелина. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Практическое пособие. Из-во Гном, 2014.
- Г. А. Османова, Л. А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, ИПЦ «Каро» , 2013.
Накопление теоретического материала по изучаемой проблеме начато с создания методических папок с материалами: 1) по строению скелета головы; 2) по строению и расположению мышц, участвующих в образовании речи; 3) по основным приёмам массажа (расслабляющем или активизирующем).
Разработан алгоритм проведения фронтальных групповых занятий с использованием самомассажа с подбором комплекса упражнений.
Подобран и оформлен в папочки игровой материал по обучению и применению самомассажа. Картотека рифмованных упражнений используется на каждом индивидуальном занятии.
Систематическая работа в тетрадях взаимодействия позволила с первых занятий организовать обратную связь с родителями и воспитателями и выработать единство требований к индивидуальным занятиям воспитанников.
Для родителей проведены консультации по проведению самомассажных упражнений в домашних условиях.
Идея создания наглядного пособия в виде вязаных игрушек на пальчики «Курочка» (Приложение 1) возникла в связи с необходимостью вовлечения в коррекционно-образовательный процесс всех детей-логопатов. Неустойчивое внимание и быстро проходящий интерес к работе над коррекций проблемных звуков у большинства воспитанников заставили искать наиболее доступные формы взаимодействия. Особенно в овладении техникой самомассажа. Основная цель создания данного пособия: научить правильным движениям посредством воздействия игрушки-посредника на чувствительные мимические мышцы.
Следующим этапом идёт овладение техникой массажа БАТ (биологически активные точки). Специфического воздействия общеоздоравливающий эффект. Овладение техникой БАТ даст возможность работать не только индивидуально, но и фронтально, расширить возможности более полной коррекции развития речи.
В связи с этим составлен план работы на 2019-2020 учебный год.
Перспективный план работы по теме самообразования на 2019-2020 учебный год.
Сроки | Формы работы | Самообразование | ||
C детьми | С родителями | С педагогами | ||
Сен- тябрь | Диагностика речевого развития детей. Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Консультация по итогам обследования развития речи детей. Организация работы в тетрадях взаимодействия. | Консультация по итогам обследования речи воспитанников. Организация работы в тетрадях взаимодействия. | Работа с документацией. Работа над созданием методических папок. |
Ок тябрь | Работа с детьми по обучению самомассажу по технологии БАТ | Консультация на тему «Логопедический массаж –как один из сильнейших методов развития вашего ребенка» | Консультация на тему «Логопедический массаж и самомассаж. Технология БАТ» | Изучение литературы, научных статей по выбранной теме. |
Ноябрь | Работа с детьми с применением техники самомассажа по технологии БАТ | Обучение технике самомассажа по технологии БАТ. | Подготовка и мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы логопедического массажа. Технология БАТ». | Изучение теории по теме: «Логомассаж с применением технологии БАТ: метод и коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата» |
Декабрь | Работа с детьми по самомассажус применением БАТ | Обучение технике самомассажапо технологии БАТ | Прохождение курса повышения квалификации (семинары, конференции) | |
Январь | Проведение логомассажных упражнений | Ознакомление с приёмами точечного самомассажа | Прохождение курса повышения квалификации ОМП | |
Февраль | Проведение логомассажных упражнений | Консультация | Участи в мастер-классах, вебинарах | |
Март | Проведение логомассажных упражнений | |||
Апрель | Проведение логомассажных упражнений | Работа над созданием методических папок. | ||
Май | Итоговая диагностика коррекционной деятельности воспитанников | Подведение итогов совместной работы. | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете |
Список литературы, обязательной для работы над темой самообразования (2019-2020)
- Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.- 112 с., ил.
- Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками // Логопед.- 2005.-№ 2.- С. 53-60
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
Приложение 1
Вязанная игрушка-посредник на пальчики «Курочка».
Упражнени «Птичий двор»