Семинар – практикум по теме «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» (В.А.Сухомлинский)
В настоящее время большинство родителей в большей степени обеспокоены обеспечением материального благополучия своей семьи. В результате этого воспитанию ребёнка уделяется мало времени. Весь воспитательный процесс родители стараются переложить на педагогов, не принимая во внимание, что данный процесс должен осуществляться не только в стенах детского сада, но и в семье.
Семья – это первая школа растущего человека и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: ценностные ориентиры, убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье. В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, приобретает умение организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие детского сада с семьёй строится на объединении общих целей, интересов и деятельности в плане воспитания гармонично развитого и здорового ребёнка. Цель у нас одна – воспитание будущих созидателей жизни. Мудрость Саади гласит: «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь огонь один исправит».
Целью педагогов является вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнёрских отношений.
Задачи:
- Приобщить родителей к жизни детского сада;
- Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития и обучения ребёнка;
- Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
- Привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада через организацию интересных форм работы;
- Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
- Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;
Основные направления взаимодействия детского сада с семьёй:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, общие и индивидуальные консультации и беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий.
Принципы организации работы с семьёй:
- Открытость детского сада для семьи;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечение единых подходов к развитию личности в семье и детском коллективе;
Педагогам необходимо использовать различные методы сотрудничества с родителями:
- Проявление взаимного уважения друг к другу.
- Поощрение инициативы, творчества и фантазии родителей.
- Привлечение родителей к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
- Проявление чуткости и понимания родителей, внесение разнообразия видов участия родителей.
- Поощрение посещаемости родительских собраний.
- Сохранение конфиденциальности любой доверенной информации.
- Позволение родителям самостоятельно выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
- Доведение до сведения родителей, что их участие в жизни детского сада приветствуется и глубоко ценится.
Формы взаимодействия детского сада с семьёй:
- Информационно – коммуникативные.
Коллективные
- Родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме (круглый стол, дискуссия, посиделки, вечер вопросов и ответов «Спрашивайте – отвечаем», родительская гостиная, родительский клуб «Родительская академия», мастер – класс, практикум, тренинг, устный журнал, экскурсия, акции, КВН, викторина, игротека и т.д.), с привлечением сотрудников детского сада (муз. руководителя, хореографа, инструктора по физ. культуре, мед. сестры и т.д.) и других специалистов из общественных организаций (сотрудники полиции, библиотекарь, педиатр и др.).
- Совместные досуги, дни рождения, спортивные праздники, а также привлечение родителей при проведении непосредственно образовательной деятельности.
- Привлечение родителей в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско – родительских отношений.
У детей формируется трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Индивидуальные
- Индивидуальные педагогические беседы, консультации и т.д.
- Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей, задают вопросы.
К данным формам можно отнести: выполнение индивидуальных поручений; телефон Доверия, почта Доверия, «Школа молодой семьи» и т.д.
- Наглядно – информационные: родительские уголки, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», где размещается практический материал, который показывает чем ребёнок занимается в детском саду, а также игры, советы, задания; групповые альбомы, выпуск газеты как «ЖЗД – жизнь замечательных детей», фотовыставки.
- Информационно – аналитические с целью выявления интересов родителей, их потребностей, запросов, уровня их педагогической компетентности и построения грамотного общения с родителями.
- Проведение анкетирования для изучения семьи, установления контакта с её членами, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данных можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение мероприятий; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
- Реализация семейно – педагогического проекта «Родительская почта» для создания действенной обратной связи в работе педагогов и семьи. На видном доступном месте в приёмной устанавливается почтовый ящик. Родителям предлагается написать на листке бумаги о том, какую информацию они хотели бы получить по предложенной теме и попросить оставить обращение в почтовом ящике. Рядом помещается бумага, карандаши и ручка. Родители наполняют почтовый ящик. Тематика меняется периодически 1 раз в неделю или месяц.
После все обращения родителей анализируются, обрабатываются, продумываются формы информирования родителей по их запросам: непосредственная (родительские собрания, общие и индивидуальные консультации, беседы на темы педагогики, психологии, медицины, встречи) и опосредованные (информационные стенды, плакаты, папки – передвижки, памятки и т.д.).
Очень важно продемонстрировать готовность педагогов отвечать на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться за помощью через почту.
Однако, следует пояснить родителям, что представленная почта не заменяет и не может заменить непосредственное общение с педагогами, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Родительская почта – это только средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.
В заключении необходимо подвести итоги работы родительской почты и презентовать родителям обобщённый результат работы педагогов.
Тематика «Родительской почты» может быть разнообразной:
«Здоровые дети в здоровой семье»
«Готовность ребёнка к школьному обучению»
«Детские конфликты или что делать с ябедами»
«Игра - ведущий вид деятельности дошкольников»
«Ещё раз о правах ребёнка»
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Что такое безопасность?»
«Взрослые глазами ребёнка»
- Почта родительских идей, предложений и пожеланий;
- Почта родительских опасений;
- Почта анонимных обращений родителей;
- Почта родительского счастья;
- Почта родительской благодарности;
- Почта родительского гнева;
- Адресная почта;
Педагогам необходимо демонстрировать свою заинтересованность в работе с родителями, чтобы они поняли важность своего участия в педагогическом процессе и были готовы решать проблемы своих детей вместе с педагогами, совместно создавать условия для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.