Роль общения в развитии личности
Роль общения в развитии личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_obshcheniya_v_razvitii_lichnosti.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть три разных определения, которые описывают понятие личности . 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер . Личность
2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек .
3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл . [3]
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности . Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Общение
Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида. Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка. Виды общения
контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации; информационная – получение новой информации; побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга; обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний; установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества; оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего. Функциями общения, по классификации Л.Карпенко , являются следующие:
коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами; интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами; перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:
Материальное общение , наряду с другими видами, входящими в разнообразие видов общения, выполняет свою функцию в развитии индивида. Оно позволяет получать знания, способности и представления, необходимые для нормальной жизни человека из области материальной и духовной культуры. Slide master
Когнитивное общение (процесс обработки информации мозгом) также немаловажно для психического и интеллектуального развития человека, так как взаимное общение между людьми позволяет обмениваться информацией и соответственно взаимно обогащаться передаваемыми знаниями. Slide master
Кондиционное общение определяет готовность ребёнка к учению, как к процессу восприятия информации, и формирует установки, которые необходимы будущей личности для совершенствования других видов общения, таким образом влияет на индивидуальное личностное и интеллектуальное развитие человека. Slide master
Мотивационное общение , в свою очередь представляет собой источник дополнительной энергии, стимулирующей его на продуктивную деятельность, что в конечном итоге сказывается на развитии личности. Ведь как известно : «не ошибается только тот, кто ничего не делает», а тот кто ничего не делает, не может назвать себя личностью. В результате мотивационного общения человек приобретает какие-то новые интересы, цели и мотивы для их достижения. За счёт подзарядки мотивационным общением, человек увеличивает свой энергетический и психический потенциал, развивающий его самого. Slide master
Деятельностное общение , то есть обмен действиями, навыками и умениями, а также операциями, совершенствует и обогащает его личную самостоятельную деятельность, то есть также играет важную роль в психическом развитии человека. Slide master
Биологическое общение являет собой необходимое условие для поддержания и развития жизненных функций организма, а также служит его самосохранению. Без нормального биологического общения психическое развитие личности будет неполноценным и даже разрушительным, так как это один из важнейших видов необходимых для продолжения рода и его правильного воспитания. Без этого вида общения отдельный индивид не может развиться как личность, не имея навыков для создания семьи и укрепления брака. Slide master
Социальное общение является фактором поощряющим развитие основных форм общественной деятельности и обслуживающим общественные потребности: различных коллективов, групп, наций, организаций, обществ и человечества в целом. Этот вид общения даёт возможность человеку чувствовать себя частью чего-то целого, его составляющей, играющей свою роль в достижении общего результата. Людям необходимо порой чувствовать свою принадлежность к обществу. Одиночество и затворничество не может положительно влиять на психическое развитие человека, ведь в большом коллективе людей происходят некоторые другие виды общения, а это является продолжением личностного роста. Slide master
Непосредственное общение позволяет человеку развиваться, при помощи обучения и воспитания в результате широкого применения на практике самых простых и эффективных средств и способов научения: викарного ( перенятие информации и навыков с помощью наблюдения за другими людьми или животными), вербального (речевого) и условно-рефлекторного. Slide master
Опосредствованное общение развивает способности человека к сознательному управлению самим процессом общения, а также помогает усвоению средств общения и оптимизации их способности к самообразованию и самовоспитанию человека. Slide master
Невербальное общение даёт возможность человеку развивать и совершенствовать коммуникативные способности, которые открывают ему широкие возможности для становления личности и налаживанию межличностных контактов. Благодаря этому виду общения человек начинает психологически развиваться ещё до того, как усваивает и учится пользоваться речью (возраст около 2-3 лет). Slide master
Однако нельзя недооценивать роль вербального общения в психическом развитии человека. Только благодаря ему человек продолжает всю свою жизнь развиваться интеллектуально, личностно и психически, так как в его основе лежит умение усваивать и владеть речью- основным инструментом для передачи информации человеком . [2] Slide master
Луковцева А.К . Психология и педагогика. Электронный ресурс. [https:// psyera.ru] Роль общения в психическом развитии человека. МедаМост . Электронный ресурс. [http:// www.vedamost.info] Сенькин В. Личность – что это такое, структура, характеристики. Электронный ресурс [https:// headlife.ru/] Список литературы