Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника с нарушением зрения в условиях ДОО.
Данная проблема актуальна и обсуждается на Федеральном уровне. Так в указе президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года» в числе приоритетов стратегии - защита прав каждого ребенка и создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации. Одной из основных задач стратегии является: - реформирование сети и деятельности учреждений для детей с ОВЗ; - обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрана здоровья, реабилитация и социализация; - гарантированная реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника с нарушением зрения в условиях ДОО.
Штундер М.П.
Воспитатель
МБДОУ –Д/с № 27 «Сказка»
Данная проблема актуальна и обсуждается на Федеральном уровне. Так в указе президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года» в числе приоритетов стратегии - защита прав каждого ребенка и создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации. Одной из основных задач стратегии является: - реформирование сети и деятельности учреждений для детей с ОВЗ; - обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрана здоровья, реабилитация и социализация; - гарантированная реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нескольких статьях Федерального закона № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ. Таким образом, инклюзивное образование внедряется в детские сады с группами общеразвивающей направленности. Так как это в наше время становится необходимостью. Для работы в данном направлении необходимо определить задачи для плодотворной работы: организация системного подхода к образовательной, развивающей и коррекционной работе; оказание практической и консультативной помощи родителям детей с нарушением зрения с учетом ФГОС ДО;
У воспитанника имеются заболевания зрения, косоглазие, а также речевые нарушения. В связи с психофизическими особенностями развития ребенок с нарушением зрения имеет особые образовательные потребности: Потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально видящего ребенка. Потребность в индивидуальном подходе, использовании специфических средств обучения, более дифференцированном обучении, чем это требует обучение нормально видящих детей. Создаем условия для индивидуального обучения, пространственной и временной организации среды; потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов, во включении родителей ребенка в процесс его обучения и воспитания. Для системы , целостности работы с ребенком с данным диагнозом разрабатывается адаптированная основная образовательная программа, в которой учитываются особые образовательные потребности детей с нарушением зрения, определён целый комплекс медико-психолого- педагогического сопровождения детей с нарушением зрения. Программа является основой для разработки рабочих программ специалистов и воспитателей. Проводится диагностическое обследование ребенка, результаты которого обсуждаются на медико-психолого-педагогической консилиуме
( МППк).
По результатам консилиума составляется ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) психолого-педагогического сопровождения ребенка. Задача ИОМ: организация деятельности педагогов с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в системе, для полноценного развития, адаптации в социуме. На основании заключения и рекомендаций Городской МППК и по итогам МППк ДОУ разрабатывается ИОМ направлению - коррекционное психолого-педагогическое сопровождение. Педагогам, родителям даются рекомендации назначения врача-педиатра, офтальмолога, невролога. В коррекционное психолого-педагогическое сопровождение включены специальные разделы обучения, рекомендованные ГМППК: развитие зрительного восприятия на занятиях, развитие и коррекция речи на занятиях с учителем-логопедом; развитие и коррекция социально-личностной и эмоционально волевой сферы на занятиях с педагогом-психологом. Воспитатели и узкие специалисты определяют разделы образовательных и коррекционных областей, вызывающие затруднения у ребенка. Ставятся коррекционно-педагогические задачи. Идет наблюдение за динамикой развития ребенка, эффективности работы в данном направлении. На заключительном консилиуме проводится анализ, степени выполнения поставленных задач. Взаимодействие всех педагогов ДОУ, родителей осуществляется во всем педагогическом процессе и только тогда можно увидеть положительный результат деятельности, направленный на коррекцию зрения и речи. Работа с родителями осуществляется в форме индивидуальной беседы, консультации. Грамотное сочетание воспитательных, образовательных мероприятий с восстановительными создает благоприятные условия для развития зрительной системы ребенка, а так же психических, умственных и речевых способностей через использования занимательных игровых технологий.
Литература
1. Указ президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Центр педагогического образования. – Москва, 2014.
4. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения/Под ред. Л.В. Фомичёвой. – СПб.: Издательство «Каро», 2007г.