Семинар на тему «Формирование познавательной деятельности у детей с ЗПР»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования и развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).
Задачи:
- Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
- Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
- Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, показ приемов работы, анализ результатов.
Инструментарий: игры, памятки и анкеты для родителей.
Ориентировано: на родителей дошкольников с ОВЗ.
Структура семинара – практикума:
Вводная часть – 5 минут.
Основная часть – 40 минут
Заключительная часть – 5 минут.
Продолжительность: 60 минут.
Ход работы:
1. Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас на нашей встрече, а тема нашего сегодняшнего разговора «Формирование познавательной деятельности у детей с ЗПР».
Сегодня мы попробуем разобраться, что значит термин «задержка психического развития», из каких компонентов состоит психическое здоровье ребенка и что препятствует нормальному развитию детей, а также разберем упражнения, которые необходимы для развития познавательных процессов детей.
2. Вступление: Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
3. Основная часть:
Нормальное психическое развитие ребенка к началу школьного обучения, т.е. к 6-ти годам предполагает определенный уровень сформированности основных познавательных функций.
Речевое развитие – словарный запас должен составлять около 3-7 тыс. слов, ребенку должен быть доступен звуковой и слоговой анализ слова, пересказ прочитанного рассказа, сюжетный рассказ по картинкам.
Восприятие – должно быть доступно различение формы, цвета, величины, установление идентичности предметов эталону.
Мышление – должна проявляется выраженная познавательная активность, направленная на свойства и закономерности предметного мира. Должно быть доступно понятие о сохранении числа, понимание аналоговых отношений, понимание связи и последовательности событий в серии из 4-5 картинок. Обобщение может производиться на основании различных признаков: конкретно-наглядных и абстрактных. Ребенок должен знать свой пол и возраст. Знать время года, место жительства, имя и фамилию родителей, их специальности.
Память – должна быть развита способность к произвольному запоминанию, опосредованное запоминание должно быть лучше механического. Возможно запоминание ряда слов в заданной последовательности.
Внимание – должна быть сформирована способность к сосредоточению внимания в течение 35-45 минут при разнообразной деятельности. При этом возможна организация деятельности без проговаривания вслух.
Эмоции – должны быть четко дифференцированы, ребенку должно быть доступно чувство юмора, сформированы первичные этические представления (понятие о добре и зле), понимание ответственности за свои поступки.
Самооценка – ребенку должно быть доступно сравнение себя с другими. Он должен уметь вычленять как положительные, так и отрицательные черты собственного характера. Желательно, чтобы к этому возрасту было сформировано стремление к достижениям.
Однако далеко не все дети шести лет обладают перечисленными умениями. Что происходит с детьми, не обладающими названными умениями при поступлении их в школу? По-видимому, они не могут хорошо учиться. Можно также предположить, что большинство из них станут стойко неуспевающими.
В настоящее время количество учеников, испытывающих стойкие затруднения в освоении программы общеобразовательной школы, по разным данным колеблется в диапазоне от 10% до 30 %. Причин того, что часть детей приходит в школу с более низким уровнем развития, чем другие дети может быть несколько.
Одна из них педагогическая запущенность ребенка, которая возникает в том случае, когда ребенком мало занимались дома. Возможно, он был на попечении бабушки, возможно, его родители не уделяли ему должного внимания ввиду асоциальности семьи, возможно ребенок был долгожданным, очень любимым и воспитание в семье строилось по типу «кумир семьи».
Вторая из возможных, но относительно редких причин неуспеваемости – это анализаторная недостаточность. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения разной степени выраженности. Собственно глухие или слепые дети редко попадают в общеобразовательные учреждения, а вот дети с незначительными нарушениями слуха или зрения вполне могут оказаться первоклассниками массовой школы.
Еще одной причиной неуспеваемости могут быть некоторые личностные особенности ребенка. К ним относятся такие виды дисгармоничного развития личности как тревожность и демонстративность.
И, наконец, основная причина неуспеваемости - задержка психического развития (ЗПР).
ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
4. Игры для развития познавательной деятельности детей с ЗПР:
Вот несколько игр, которые помогут вам в домашних условиях развивать и формировать познавательные процессы детей:
1) Игра: « Найди такую же цифру».
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.
Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.
2) Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
3) Игра: « Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
4) Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
5) Игра: « Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
6) Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
7) Игра: « Угадай, что у меня»
Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.
вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
2. Дети сами составляют згадки-описания.
8) Игра: « Собери разрезную картинку»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.
9) Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи - развитие пассивного словаря.
2) Назови - развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
- Какое время года недавно закончилось?
- Какое время года сейчас?
- После, какого времени года приходит весна?
- С какого времени начинается год?
Расставь картинки и назови по порядку все времена года.
5. Заключение: Таким образом, только тесная взаимосвязь педагога и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми. Пройденный на занятиях материал необходимо подкреплять дома упражнениями по развитию познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
по формированию и развитию
познавательной деятельности у детей с ЗПР
- Развитие зрительного восприятия: научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки; научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные; выделять в предмете существенные детали, части; синтезировать картинку из 5 – неравных частей; формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и разницу в двух орнаментах); дорисовать предмет.
- Развитие слухового восприятия: Где смяли лист бумаги: над столом или под столом? Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева.
- Развитие внимания: перечислить и описывать предметы, которые предъявляются для восприятия на 10 – 20 сек; игра «лабиринты» (найди путь к домику, найди пару); подвижные игры на переключение внимания.
- Развитие памяти: запоминать ряд предметов; запоминать ряд несвязанных между собой слов; учить описывать по памяти иллюстрации; учить запоминать порядок расположения картинок в ряду; учить выполнять многоступенчатую инструкцию: Сначала положи кубик на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик»; учить составлять рассказы и пересказы по картинному плану.
- Развитие воображения: придумывать необычные способы применения предметов; дорисовать геометрические формы до какого-либо изображения; придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа; игры с тенью от предметов и пальцев рук.
- Развитие мышления: шире использовать загадки, потешки; придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок; Учить видеть главные, существенные признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события; группировать (обобщать) по разным признакам: Цвету, величине, форме и т.д.
- Развитие у ребенка умения удерживать инструкции: подбирать доступные задания для ребенка; дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания; повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять; по возможности исключить влияние посторонних раздражителей.
- Мне нравится (3)