Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук"
Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-Белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют.
Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами или шнурками сегодня дети все меньше общаются, липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Несколько интересных ребенку занятий для развития моторики:
• Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую. Обязательно играйте с мозаикой, паззлами.
• Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
• Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
• Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
• Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
• Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
• Лепите вместе из пластилина.
• Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений..
• Вырезайте из бумаги разные фигурки.
• Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол.
• На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
• Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
• Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук..
• Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
• Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка.
• Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи.
Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка!Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")Друзья – садоводы
Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порога Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
Комментарии
очень полезный материал,
очень полезный материал, большое спасибо!