"Гиперактивные дети. Как с ними управиться?"
«Гиперактивные дети. Как с ними управиться?»
Про такого ребенка говорят: «Сущее наказание!»
Он за минуту успевает переделать тысячу дел,
разбить чашку, опрокинуть горшок с цветами...
Гиперактивность — это не болезнь и не патология, а своеобразная «примета времени». Жизнь усиливает темпы, и детки идут в ногу с ней, причем гораздо быстрее, чем мы, как нам кажется, приспособленные к реальности взрослые. Современные детки - это не только другое поколение, но и в некотором смысле другие хомо сапиенс. Об этом в последнее время все чаще говорят психологи, но является ли подобная гиперактивность нормой или симптомом психического и физического нездоровья? Где грань между естественной активностью, энергичностью и неуемным темпераментом ребенка и гипервозбудимостью, нервозностью, навязчивой непоседливостью? Когда можно сказать: «У меня не ребенок, а чертенок с глазами ангела, никакой управы на него нет!» и смириться, а когда — необходимо принимать меры и обуздывать гиперактивность малыша, чтобы спасти его от самого себя, не дать превратиться в истерика и неврастеника. Об этом мы сегодня и поговорим.
Как определить гиперактивного ребенка?
Еще Гиппократ говорил о том, что люди различаются между собой темпераментами. Есть холерики и флегматики, сангвиники и меланхолики. Касается это и деток. Уже в подгоршочном возрасте у этих маленьких человечков есть свой характер. Связано это с особенностями психики малышей, превалирующим типом мышления и даже астрологическими характеристиками. Один ребенок может часами собирать паззлы, строить фигурки из кубиков и слушать, как ему читают сказки. А второй — сложил кубик к кубику, перебежал к паззлам, попутно разбросал книжки. Если ему не удается сложить мозаику в первые пару минут, он бросает это «гиблое дело» и переходит к следующему. Малыш ни минуты не сидит на месте! Он суетлив, двигается, вертится и крутится, прыгает с диванов и кресел, забирается на шкафы и этажерки, скидывает вещи с полок — и все это почти одновременно. И это нормально. Активный, энергичный, любознательный карапуз — это замечательно, это значит, что ребенок хорошо развивается, что он здоров. Но стоит призадуматься, если к этой активности приплюсовываются следующие симптомы:
- у малыша плохая координация движений, он постоянно что-то роняет, ломает, проливает. Он неуклюж, и делает много лишних движений: крутится, вертится, сидя на стуле;
- его руки — постоянно в движении, и движения эти нервные и беспокойные;
- во время занятий или уроков, когда необходимо спокойно посидеть, ребенок постоянно вскакивает, встает со своего места, ему трудно на чем-то сосредоточиться;
- малыш буквально не может играть в спокойные, тихие игры;
- он чрезмерно болтлив. Разговаривая, малыш «глотает» слова, окончания, слоги, не дослушивает, постоянно перебивает других и вклинивается в чужие разговоры. На вопросы отвечает, не дослушав их до конца. И толком не задумывается над своими ответами;
- с трудом дожидается своей очереди в игре, быстро теряет терпение и начинает раздражаться, если не идут ему навстречу — злится и ведет себя агрессивно;
- часто становится виновником детских конфликтов, ссор, драк;
- ему трудно (невозможно) себя контролировать, он напрочь отказывается усваивать любые «ограничители»: «можно»- «нельзя», «опасно»- «безопасно». У него абсолютно отсутствуют «заслонки», и как его ни наказывай, ребенок все равно бесконтролен. Если вашему непоседе присущи больше половины этих критериев, то скорее всего речь идет именно о гиперактивности. Учтите, что подобного поведения ребенок должен придерживаться почти всегда, а не время от времени и как минимум последние полгода. Кроме того, говорить о гиперактивности приходится в том случае, если малыш ведет себя одинаково вне зависимости от обстоятельств, например, и дома, в кругу семьи, и в садике, с другими детками и взрослыми.
Причина и следствие гиперактивности у детей
Прежде всего определимся, почему сверхактивность неврологи считают хоть легкой, но все-таки патологией, небольшим отклонением от нормы. Почему это плохо и чем грозит в дальнейшем? Ответ прост: потому что гиперактивность не является особенностью темперамента или характера, это, увы, приобретенная черта. Ведь среди причин ее появления называют патологические или тяжелые роды (кесарево, стремительные роды), родовые травмы у ребенка. А также негатив и дискомфорт (психологический и физиологический) в первый год жизни ребенка, связанный с особенностями питания (например, неправильно подобранное искусственное питание и, как следствие, постоянный дискомфорт у грудничка, газики, колики, аллергии, нарушения стула), ухода (если плачущего грудничка долго не брали на руки, «чтобы не избаловать», и он часто подвергался стрессам в первый год жизни). Другими словами, гиперактивность может быть присуща как малышам-холерикам, так и крохам-флегматикам. Только проявляется у них по-разному. Малыши с «огненным» от природы темпераментом становятся просто взрывоопасными. А изначально спокойных и уравновешенных карапузов гиперактивность превращает в нытиков, истериков и плакс, которые «устают сами от себя», но ничего с собой поделать не могут. И тут необходима помощь взрослых, прежде всего родителей. Иначе запущенная гиперактивность доставит немало хлопот ребенку в дальнейшем. В школе ему будет трудно учиться, потому что он не умеет концентрироваться, доводить начатое до конца, удерживать внимание, да и просто высидеть 45 минут в классе. Если гиперактивный егоза и драчун не научится себя контролировать, то ему не избежать проблем с социальной адаптацией: ведь он не сможет выстраивать отношения с другими людьми, дружить, идти на компромиссы, над ним как будто всегда будет висеть опасность сорваться с катушек.
- Мне нравится (1)