КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Саросеко Елена Михайловна

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_prikladnomu_iskusstvu.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Радуга»

                           КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Знакомство детей дошкольного возраста с    народным декоративно-прикладным искусством».

                                                                                                       Подготовила: воспитатель                                                                                                                                      

                                                                                                           Саросеко Елена Михайловна

г. Приморско-ахтарск

2019г.


Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской “избе” дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.