Статья "Как подготовить ребенка к обучению грамоте: игры и задания"
Как подготовить ребенка к обучению грамоте?
Для подготовки ребенка-дошкольника к обучению грамоте, а, следовательно, к успешному обучению в школе, необходимо уделить должное внимание развитию такого навыка, как навык звукового анализа и синтеза слов. Давайте разберемся, как развить навык звукового анализа и синтеза у ребенка.
Достаточно развитый навык звукового анализа и синтеза слов предполагает наличие у ребенка следующих умений:
- умение выделять первый и последний звук в слове;
- умение определять место звука в слове;
- умение соединять звуки в слова;
-умение определять последовательность и количество звуков в слове;
- умение дифференцировать звуки на гласные и согласные;
- умение дифференцировать согласные звуки на твердые – мягкие.
Итогом овладения всех выше перечисленных умений является умение составлять ребенкомграфический образ слова. Итак, давайте, остановимся на каждом пункте поподробнее.
Умения выделять в слове первый и последний звукпредполагает, что ребенок на слух (когда слово называет взрослый) и при назывании слова самостоятельно свободно выделяет в слове первый и последний звук. Иногда у детей наблюдаются трудности в овладении данным умением. Предлагается проводить работу в такой последовательности. Сначала учат выделять в слове первый ударный гласный звук (Облако, Утка, Аня, Иволга), последний ударный гласный звук (перО, бегУ, облакА, очкИ). Затем переходят к развитию умения выделять, на слух первый и последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З, М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет, Шапка – для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ – выделения последнего звука). После того,как ребенок научился определять на слух, можно начать закреплять в картинках, когда ребенок самостоятельно называет слово. Ребенку предлагаются игры: «Назови 1 звук в картинках», «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на звук…», «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на одинаковый звук», «Придумай слово, начинающееся (заканчивающееся) на звук…».
Умение определять место звука в слове, предполагает умение на слух определять, где находится звук: в начале, середине, конце слова. Для развития данного умения, на первоначальном этапе произносят необходимый звук немного утрированно, чтобы ребенку было легче выделить его. Предлагаются следующие игры:
«Положи кружок в нужный квадрат»
Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова -ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат, если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака, Стол, ананаС, каСка, миска и т.д. Часто ребенку бывает трудным выделять звук в середине. Тогда нужно предлагать слова только с определенным звуком в начале или конце, и лишь затем предлагать слова с определенным звуком в середине.
«Подними подходящую картинку"
Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты будешь поднимать соответствующую картинку. Если звук Л будет слышен в начале слова- ты поднимешь картинку с изображением лодки, если середине- с изображением вилки, если в конце слова- с изображением бокала».
«Найди картинки, подходящие к схеме».Ребенку предлагаются схемы и картинки. Необходимо назвать картинки, подходящие к определенной схеме. Возможны и другие варианты игр.
«Повтори слово»
Ребенку дается инструкция: «Я буду произносить слова, а ты будешь повторяй за мной только те, в которых звук Л стоит в середине (конце, начале) слова».
Умение соединять звуки в слова.Ребенку предлагается игра: «Собери слово». Взрослый произносит звуки с паузой, ребенок соединяет их в слово: К О Т- кот. Далее переходят к словам из 2-х открытых слогов: П И Л А – пила, затем к словам с закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты, П Е С О К - песок
Умение определять последовательность и количество звуков в слове, предполагает умение назвать в слове 1,3,2 звук, а также посчитать их количество. Данное умение достаточно сложное и для его усвоения может потребоваться большое время. Необходимо начинать работу с гласных звуков. Сначала учим на слух определять количество звуков. (АУ, УА, ОИ -сколько звуков, какой звук первый, второй). Затем переходим к коротким слова, типа НОС, СОМ, МОХ. Далеепредлагаем ребенку игры:
Игра «Телевизор»
Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки и определи в них первые звуки. Соедини первые звуки и угадай слово, которое появится на экране телевизора. Назови 1,2,3 звук в слове»
Далее ребенку предлагают угадать слово по последним звукам в картинках
Игра «Построй пирамиду»
Ребенку дается инструкция: «Построй пирамиду из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже – из четырех, а в самом низу – картинки из пяти звуков».
Игра «Составь слова из букв»(предлагаются слова сначала простые типа ПИЛА, ЛАПЫ, затем со стечением согласных, типа СЛОН, МАСКА, БЕЛКА и т.д.)
Умение дифференцировать звуки на гласные и согласные.Ребенку дается объяснение: гласные звуки – это такие звуки, которые поются, голос выходит свободно и ничто не мешает, согласные звуки – это такие звуки, которые не поются, голос на своем пути встречает препятствия в виде губ, зуб. Предлагаются игры и задания:
«Определи гласный или согласный»
Дается инструкция: «Посмотри на картинки. Возле каждой картинки нарисован пустой квадрат. Если название картинки начинается на гласный звук, нужно раскрасить квадрат в красный цвет, если на согласный звук – в синий цвет»
«Подними нужный цвет»
Дается инструкция: «Я буду называть звуки, а ты - определять, какой звук гласный-согласный и поднимать нужную картинку»
Задание «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые начинаются на гласный (согласный) звук.
Задание «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»
Умение дифференцировать согласные звуки на твердые – мягкие.Ребенку дается объяснение: «Согласные бывают твердые и мягкие. Один и тот же звук может произносится мягко и твердо. Например, С и СЬ. Твердый согласный обозначается синим цветом, гласные – красным. Предлагаются задания:
Задание «Услышь в словах твердый или мягкий звук»
Инструкция: «Я буду произносить слова. Если слово будет начинаться на твердый согласный, ты поднимешь синий кружок, если на мягкий согласный – зеленый кружок»
Задание «Раскрась квадратик нужным цветом»
Инструкция: «Произнеси названия этих предметов. Если в слове первый звук звучит твердо, раскрась квадратик рядом с картинкой в синий цвет, если звучит мягко – в зеленый цвет»
Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»
Инструкция «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые заканчиваются мягким согласным»
Итак, мы с Вами разобрали все основные умения, которыми должен овладеть ребенок для успешного обучения в школе. После того, как ребенок овладел всеми данными умениями, учим его составлять графический образ слова. Называем слово, ребенок выделяет каждый звук и определяет какой он гласный или согласный. Если гласный – выкладывает красный кружок. Если согласный, то какой мягкий-твердый. Если твердый – выкладывает синий кружок, если мягкий – зеленый.
Например: Л И С А (зеленый, красный, синий, красный кружки)
Играйте с ребенком, развивайте у него навык звукового анализа и синтеза – и тогда он отправиться в школу полностью подготовленным!
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района З.С. Низамова