формирование читательского интереса и грамотности в дошкольном возрасте
Формирование читательского интереса и грамотности в дошкольном возрасте.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования. Как вы понимаете, что такое читательская грамотность. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». В соответствии с требованиями к планируемым результатам особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В стандарте образования выделяются три группы читательских умений. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения. Чтение веками служило средством 205 выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: · пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
· активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. В нашей группе система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:
· создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформлены центры по развитию речи, уголок чтения, мини-библиотека, театральный уголок);
· организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин;
· самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
· непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;
· свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;
· использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;
· литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;
· мастерская по ремонту книг;
· изготовление дидактических игр и пособий;
· работа с родителями.
Периодически организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В.В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. В течение учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки, как можно ими можно пользоваться. 206 Но работа была бы неполной, если не приобщать к ней родителей. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное вечернее чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного. Предлагаю вспомнить свою любимую детскую книгу, рассказать о ней ребёнку, вместе почитать, это будет одним из толчков для дальнейшей мотивации в формировании интереса и потребности в чтении. Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
· эмоциональную отзывчивость;
· активность и объективность читательского воображения;
· умение пересказывать;
· аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
· осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.