«Экспериментирование как средство развития познавательных способностей детей»
«Экспериментирование как средство развития
познавательных способностей детей»
«Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта,
тем больше способна она рассуждать»
П.П. Блонский
В дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством воспитателя.
Экспериментирование интересно детям и позволяет справиться с заданием быстрее, если оно переводится в игру или в практическую деятельность. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, и делает сам.
Вся поисковая деятельность, в которой особо выделяется экспериментирование, направлена на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментирование отличается от другой деятельности тем, что цель вначале еще неопределенная, не видна, и только в ходе поиска она проявляется, уточняется.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую элементарные опыты. Опыт – наблюдение провожу в специально организованных условиях.
Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального поиска, анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения – предложения о причинах явлениях, выбирают способ решения – условия и организацию опыта. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано и осознано детьми.
В младшей группе воспитатель - непосредственный участник в экспериментальной деятельности детей, а в старшей и подготовительной группах самостоятельность детей больше и воспитатель уже советчик и партнер, но в любом возрасте воспитатель стимулирует саморазвитие ребенка, т.к. ребенок сам участвует в процессе опытов. Работу с детьми младшего дошкольного возраста обратила внимание на то, что у детей не сформированы первичные представления о природе ближайшего окружения. Поэтому свою педагогическую деятельность направила на создание условий для экспериментирования. В групповом помещений оформлен уголок «Любознайка» в котором находится различный материал и приборы, а именно:
Природные материалы, такие как:
- Песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья, также семена растений.
- Тематические пособия, книги обучающего характера;
Некоторые пищевые продукты, к примеру: соль, сахар, мука, крупы.
Приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются пробирки, магниты, весы, шприцы без игл, резиновые груши, линейки сантиметровые ленты. Также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех,
резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка.
Для организации экспериментирования с детьми разработан календарно-тематический план опытов, составленный на основе возрастных особенностей детей, картотека опытов, картотека загадок о природных явлениях.
Деятельность по экспериментированию осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах, на прогулке.
Например, совместно с детьми проводим такие опыты как опыты с водой, с растениями, со снегом и льдом.
Мы с детьми наблюдаем, как солнце высушивает мокрый песок и мокрую ткань, изучаем свойства бумаги, ткани, песка, знакомимся с древесиной, металлом, резиной, стеклом.
Эти опыты позволяют детям узнавать, что
- Вода прозрачная, мокрая, без вкуса, без запаха, и т.д…
- Лед холодный, прозрачный, превращается в воду.
- Снег лепится в снежки, тает, превращается в воду.
- Сухой песок сыпучий, из мокрого делаются куличики.
- Бумага бывает белая, цветная, тонкая, толстая, мнется, легко рвется, намокает.
- Дерево твердое, крепкое, а железо еще крепче.
- Ткань бывает тонкая и толстая, крепче бумаги, из ткани шьют одежду, которая нас согревает и многое другое.
В процессе организации экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково - исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Литература.
1.Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004