«Нетрадиционная форма логопедического массажа с использованием методики Ольги Игоревны Крупенчук»

Глазунова Раиса Фуатовна

«Нетрадиционная форма логопедического массажа с использованием методики Ольги Игоревны Крупенчук»

В последнее время мы слышим всё чаще: «Ребёнок хороший, но неговорящий. Л этот, хоть скажет — но плохо, невнятно, И что говорит — ничего не понятно». Но мы для того и даны нашим детям: Понять, разобраться и справиться с этим!

Действительно, правильная, хорошая речь — это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большин­ства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушени­ями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, у которых отсутствуют или искажены 10—12 звуков, а то и боль­ше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и на­рушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошиб­ки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п.

Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.

Помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни, причина этих явлений лежит и, как это ни странно, в успехах современной медицины. Надо понять, что раньше такие де­ти просто бы не выжили, а теперь они с нами, но с нами (и с ними) и их проблемы, причём по сложности часто недетские. Поэтому без консультаций специалистов можно пропустить то, что потом даст серьёзные осложнения.

В нашем теле всё взаимосвязано — от пяток до макушки. Казалось бы, какое отношение к речи имеет осанка? Очень боль­шое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и пра­вильное положение головы во время речи, и предпосылки для здо­ровой жизни в будущем. Большинство детей с речевой патологией ** имеют нарушения осанки и установки стоп. Поэтому им нужна кон­сультация ортопеда. Он может посоветовать лечебную физкультуру,  бассейн, специальную обувь.

Нужно исключить даже небольшое снижение слуха (с ним ребё­нок не услышит глухие согласные, заударные гласные); вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть. Поэтому нужна кон­сультация отоларинголога.

Чтобы не пропустить задержки формирования каких-либо функ­ций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нужно проконсультироваться у психиатра. Он может посоветовать специальные занятия для раз­вития отдельных познавательных процессов.

При дефектах ротовой полости, особенно зубо-челюстных анома­лиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Нарушения при­куса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут не только мешать артикуляции, но и привести к деформации лица. Поэтому нужна консультация ортодонта. Он может посовето­вать специальные упражнения, внутриротовые или вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.

Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которым прикрепляется более трёх десятков мышц. Правильное звукопроизношение зависит и от формы нёба. При описанных про­блемах также нарушается правильное глотание и дыхание, что вы­зывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах вам поможет остеопат.

Как говорит профессор Б. Р. Ярёменко: «Речевой ребёнок — это ребёнок неврологический с сопутствующей речевой патологией». Поэтому один из главных специалистов, к которому нужно обра­титься родителям ребёнка с нарушением речи, — это хороший не­вролог. Именно невролог должен решить, нужен ли вашему малышу массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.

В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к лого­педу. Обычно же бывает наоборот: плохая речь — идём к логопеду, не понимая того, что это — не единичная беда, а верхушка айсберга * Л проблем ребёнка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методи­ки, мы ждём от них эффекта, а время — золотое для коррекции вре­мя — уходит навсегда. Или лечение и коррекция идут параллельно. Но это тоже не всегда хорошо: наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции; отвлечение ребёнка на лечебную физкультуру, физиоте­рапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.

Речь — это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа — наличие безусловных рефлексов, нор­мальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Ра­бота логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффектив­на. Это то же самое, что заливать бензин в неисправную машину и протирать в ней окна — она всё равно не поедет, пока не починишь. Поэтому весь комплекс консультаций и лечения мы настоятельно рекомендуем пройти до занятий с логопедом.

Массаж в логопедической коррекции — часть комплексной ра­боты. Этот метод особенно эффективен при тяжёлых расстройствах речи — алалиях, дизартриях и др.

 

Из данной темы вы уже догадываетесь о чем мы сегодня будем говорить

Давайте с вами вспомним какие формы лог. Массажа Существуют: традиц и нетр. Давайте вспомним к традиц формам массажа какие виды относятся:

-Массаж руками и зондами

А сейчас назовите нетрадиционные формы массажа

-сладкий массаж( чупа-чупсами)

-массажс зубной щеткой

- криомасаж (льдинками)

Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов нетрадиц формы лог массажа- это массаж ложками на основе методики учителя-логопеда С. Питербургского центра Ольги Игоревны Крупенчук

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых рас­стройств является массаж. Не только действенным, но и древним — массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.

Не вполне ясна история происхождения слова «массаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского— «нежно надавливать, касаться», другие — от греческого  — «сжимать руками», третьи — от латинского—  прилипающее к пальцам».

На Руси многочисленные способы лечения сводились к трём на­правлениям:

  • правка, или восстановление целостности формы тела;
  • лажение — восстановление внутреннего равновесия, лада, или гармонии, налаживание всех процессов жизнедеятельности;
  • очищение, освобождение от всего, что воспринимается и ощу­щается как помеха жизни.

Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

По словам профессора Б. Р. Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4—5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с мамой. К массажу нет привы­кания, но всегда есть польза.

Давайте с вами вспомним какие формы лог. массажа существуют: традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним к традиционным формам массажа какие виды относятся:

-Массаж руками и зондами

А сейчас назовите нетрадиционные формы массажа

-сладкий массаж( чупа-чупсами)

-массажс зубной щеткой

- криомасаж (льдинками)

Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов нетрадиционной формы лог массажа- это массаж ложками на основе методики учителя-логопеда С. Питербургского центра Ольги Игоревны Крупенчук

 

Я хотела бы вас познакомить с Историей ложки

Ложка — слово, известное абсолютно всем. История ложек начи­нается с незапамятных времён. Человек использовал для изготов­ления этого инструмента самые разные материалы — кость, дерево, камни, глину, ракушки, металл. В латинском и древнегреческом слово «ложка» произошло от «раковина улитки», в английском — от «щепка».

Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа круп­ных орехов. Позже ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками.

Про ложки сложилось много пословиц, поговорок и примет, ко­торые можно использовать как в воспитательных целях, так и для развития речи детей. Может кто-то помнит пословицы, поговорки и ложках.

Работник с сошкой, лодырь с ложкой.

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Родильная ложка с солью, с перцем. (От обычая потчевать отца новорождённого ложкой каши, круто посоленной и наперченной.)

Руки за ложкой не протянешь, так не придёт сама.

Дорога ложка к обеду.

Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего.

И большая ложка без еды не насытит.

Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.

Кашка — на ложки, встань, молодец, на ножки. (Так пригова­ривали, кормя ребёнка.)

Ложка, забытая на столе, — к гостю.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам.

Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Наш Мирошка ест и без ложки.

 

Но служить столовым прибором — не единственное предназна­чение ложки.

Например, известный косметолог доктор Рене Кох изобрёл уни­кальную методику массажа при помощи обычных ложек. А всё по­тому, что в детстве мама лечила его простым и действенным спосо­бом — окунала в холодную воду обычную ложку и прикладывала к больному месту (у нас обычно для этой цели использовали медный пя­тачок). Став врачом, Кох усовершенствовал метод своей матери и под­вёл под него научную базу. Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки и даже ложки, смазанные кремами и масла­ми.

Однако Кох — косметолог, поэтому разработал косметический массаж ложками.

Нас же интересует применение этого метода в логопедии — и оно поистине революционно.

 

 

Преимущества логопедического массажа ложками

  1. Ложки есть в каждом доме, а если нет нужных — их легко приобрести, это не дефицит.
  2. С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды).
  3. С ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны.
  4. Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть.
  5. Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому).
  6. Массаж ложками — это хорошая профилактика отрицатель­ной реакции на логопедический массаж.
  7. Массаж ложками помогает в практическом усвоении предло­гов и предложных слов.
  8. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает назва­ния частей лица.
  9. Разную температуру ложек можно использовать для расслаб­ляющего или стимулирующего эффекта.
  10. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.
  11. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например: прижатия боковым краем, расти­рающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.
  12. Массаж ложками легко освоить заинтересованным родителям и применять в домашних условиях.
  13. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом за­нятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходи­мости в структуру занятия.
  14. Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усва­ивают, что позволяет проводить самомассаж в подгруппах.
  15. Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка.
  16. Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
  17. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию.

Задачи логопедического массажа ложками

  1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция периферических звеньев ре­чедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способству­ет функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.
  2. Стимуляция проприоцептивных ощущений — ощущений от положения своего тела в пространстве.
  3. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремо- ' ра.
  4. Улучшение качества артикуляционных движений.

Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после бо­лезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха)

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Даже если массаж назначил врач, позже могут возникнуть пре­пятствия к проведению массажа.

Не следует делать массаж ребёнку при остром инфекционном заболевании, независимо от того, детская ли это инфекция или лю­бая другая.

Если у ребёнка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит — надо дождаться выздоров­ления.

Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; ал­лергия или солнечный ожог.

Проблемы во рту — различные воспаления или выпадения зу­бов — тоже повод отсрочить проведение массажа.

 

 

Выбор ложек

Для косметического массажа взрослым обычно используют чай­ные или десертные ложки. Для детей дошкольного возраста они могут быть немного крупноваты, поэтому мы остановились на ко­фейных ложках. Для занятий в логопедической группе советуем приобрести кофейные ложки для всех — по 2 на каждого занимающегося ребёнка (плюс 1—2 на случай их падения: при неловкой моторике это случается довольно часто). Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круг­лым, а не острым кончиком.

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс — просто времен­но исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвле­кающая его внимания от процедуры, — дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны, и ребёнку нужен стимулирующий массаж — поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок мака­ет свои ложки в него.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка. Раздаём ложки, беря их за черенки и не касаясь черпаков.

 

Массаж и самомассаж

Если вы занимаетесь с одним ребёнком, можно делать ему мас­саж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под ро­дительским присмотром заниматься этим и дома.

Если у вас группа детей, то индивидуального массажа, скорее всего, не получится, поэтому сразу всех детей следует обучать самомассажу, но одному — самому «тяжёлому» и неловкому — можно делать массаж, показывая на этом ребёнке движения ос­тальным.

Допустимы и варианты применения ложек — например, для ли­ца — массаж чайными ложками, а движения во рту, на языке, за щекой и др. выполняются кофейной ложкой. Или более старшим и крупным детям — чайные, а младшим и более мелким детям — кофейные ложки.

 

Части ложки

Перед началом обучения самомассажу расскажите детям о частях ложки. Показывайте их на большой ложке, а дети пусть показыва­ют на своих. Две главные части — это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик.

 

Мелкая моторика

 

Учёные доказали, что, с анатомической точки зрения, около тре­ти всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно вели­чина проекции кисти руки и её близость к речевой зоне мозга да­ют основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим подтвердилось предположение о том, что тонкие движения пальцев рук влияют на развитие речи ребёнка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свой­ствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространствен­ное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкоймоторики, которые необходимы, чтобы одеться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Поэтому в данную методику включили  комплекс самомассажа ложками и упражнение для мелкой моторики. Но это не просто упражнение, а обучение, которое преследует несколько целей.

 

 

Цели упражнения ложками

-запоминание частей ложки

-закрепление различных положений ложки в руке, для массажа

-освоение движений массажа

-развитие мелкой моторики

-развитие умений ориентироваться в пространстве

-упражнение в синхронной работе рук

- коррекция нарушений слоговой структуры

Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже не случайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствует формированию чувства ритма у детей являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.