«Нетрадиционная форма логопедического массажа с использованием методики Ольги Игоревны Крупенчук»
«Нетрадиционная форма логопедического массажа с использованием методики Ольги Игоревны Крупенчук»
В последнее время мы слышим всё чаще: «Ребёнок хороший, но неговорящий. Л этот, хоть скажет — но плохо, невнятно, И что говорит — ничего не понятно». Но мы для того и даны нашим детям: Понять, разобраться и справиться с этим!
Действительно, правильная, хорошая речь — это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, у которых отсутствуют или искажены 10—12 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п.
Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.
Помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни, причина этих явлений лежит и, как это ни странно, в успехах современной медицины. Надо понять, что раньше такие дети просто бы не выжили, а теперь они с нами, но с нами (и с ними) и их проблемы, причём по сложности часто недетские. Поэтому без консультаций специалистов можно пропустить то, что потом даст серьёзные осложнения.
В нашем теле всё взаимосвязано — от пяток до макушки. Казалось бы, какое отношение к речи имеет осанка? Очень большое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и правильное положение головы во время речи, и предпосылки для здоровой жизни в будущем. Большинство детей с речевой патологией ** имеют нарушения осанки и установки стоп. Поэтому им нужна консультация ортопеда. Он может посоветовать лечебную физкультуру, бассейн, специальную обувь.
Нужно исключить даже небольшое снижение слуха (с ним ребёнок не услышит глухие согласные, заударные гласные); вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть. Поэтому нужна консультация отоларинголога.
Чтобы не пропустить задержки формирования каких-либо функций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нужно проконсультироваться у психиатра. Он может посоветовать специальные занятия для развития отдельных познавательных процессов.
При дефектах ротовой полости, особенно зубо-челюстных аномалиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Нарушения прикуса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут не только мешать артикуляции, но и привести к деформации лица. Поэтому нужна консультация ортодонта. Он может посоветовать специальные упражнения, внутриротовые или вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.
Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которым прикрепляется более трёх десятков мышц. Правильное звукопроизношение зависит и от формы нёба. При описанных проблемах также нарушается правильное глотание и дыхание, что вызывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах вам поможет остеопат.
Как говорит профессор Б. Р. Ярёменко: «Речевой ребёнок — это ребёнок неврологический с сопутствующей речевой патологией». Поэтому один из главных специалистов, к которому нужно обратиться родителям ребёнка с нарушением речи, — это хороший невролог. Именно невролог должен решить, нужен ли вашему малышу массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.
В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к логопеду. Обычно же бывает наоборот: плохая речь — идём к логопеду, не понимая того, что это — не единичная беда, а верхушка айсберга * Л проблем ребёнка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методики, мы ждём от них эффекта, а время — золотое для коррекции время — уходит навсегда. Или лечение и коррекция идут параллельно. Но это тоже не всегда хорошо: наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции; отвлечение ребёнка на лечебную физкультуру, физиотерапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.
Речь — это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа — наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна. Это то же самое, что заливать бензин в неисправную машину и протирать в ней окна — она всё равно не поедет, пока не починишь. Поэтому весь комплекс консультаций и лечения мы настоятельно рекомендуем пройти до занятий с логопедом.
Массаж в логопедической коррекции — часть комплексной работы. Этот метод особенно эффективен при тяжёлых расстройствах речи — алалиях, дизартриях и др.
Из данной темы вы уже догадываетесь о чем мы сегодня будем говорить
Давайте с вами вспомним какие формы лог. Массажа Существуют: традиц и нетр. Давайте вспомним к традиц формам массажа какие виды относятся:
-Массаж руками и зондами
А сейчас назовите нетрадиционные формы массажа
-сладкий массаж( чупа-чупсами)
-массажс зубной щеткой
- криомасаж (льдинками)
Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов нетрадиц формы лог массажа- это массаж ложками на основе методики учителя-логопеда С. Питербургского центра Ольги Игоревны Крупенчук
Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является массаж. Не только действенным, но и древним — массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.
Не вполне ясна история происхождения слова «массаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского— «нежно надавливать, касаться», другие — от греческого — «сжимать руками», третьи — от латинского— прилипающее к пальцам».
На Руси многочисленные способы лечения сводились к трём направлениям:
- правка, или восстановление целостности формы тела;
- лажение — восстановление внутреннего равновесия, лада, или гармонии, налаживание всех процессов жизнедеятельности;
- очищение, освобождение от всего, что воспринимается и ощущается как помеха жизни.
Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.
По словам профессора Б. Р. Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4—5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с мамой. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза.
Давайте с вами вспомним какие формы лог. массажа существуют: традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним к традиционным формам массажа какие виды относятся:
-Массаж руками и зондами
А сейчас назовите нетрадиционные формы массажа
-сладкий массаж( чупа-чупсами)
-массажс зубной щеткой
- криомасаж (льдинками)
Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов нетрадиционной формы лог массажа- это массаж ложками на основе методики учителя-логопеда С. Питербургского центра Ольги Игоревны Крупенчук
Я хотела бы вас познакомить с Историей ложки
Ложка — слово, известное абсолютно всем. История ложек начинается с незапамятных времён. Человек использовал для изготовления этого инструмента самые разные материалы — кость, дерево, камни, глину, ракушки, металл. В латинском и древнегреческом слово «ложка» произошло от «раковина улитки», в английском — от «щепка».
Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Позже ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками.
Про ложки сложилось много пословиц, поговорок и примет, которые можно использовать как в воспитательных целях, так и для развития речи детей. Может кто-то помнит пословицы, поговорки и ложках.
Работник с сошкой, лодырь с ложкой.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Родильная ложка с солью, с перцем. (От обычая потчевать отца новорождённого ложкой каши, круто посоленной и наперченной.)
Руки за ложкой не протянешь, так не придёт сама.
Дорога ложка к обеду.
Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего.
И большая ложка без еды не насытит.
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
Кашка — на ложки, встань, молодец, на ножки. (Так приговаривали, кормя ребёнка.)
Ложка, забытая на столе, — к гостю.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам.
Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Наш Мирошка ест и без ложки.
Но служить столовым прибором — не единственное предназначение ложки.
Например, известный косметолог доктор Рене Кох изобрёл уникальную методику массажа при помощи обычных ложек. А всё потому, что в детстве мама лечила его простым и действенным способом — окунала в холодную воду обычную ложку и прикладывала к больному месту (у нас обычно для этой цели использовали медный пятачок). Став врачом, Кох усовершенствовал метод своей матери и подвёл под него научную базу. Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки и даже ложки, смазанные кремами и маслами.
Однако Кох — косметолог, поэтому разработал косметический массаж ложками.
Нас же интересует применение этого метода в логопедии — и оно поистине революционно.
Преимущества логопедического массажа ложками
- Ложки есть в каждом доме, а если нет нужных — их легко приобрести, это не дефицит.
- С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды).
- С ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны.
- Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть.
- Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому).
- Массаж ложками — это хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж.
- Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
- Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
- Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.
- Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.
- Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например: прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.
- Массаж ложками легко освоить заинтересованным родителям и применять в домашних условиях.
- Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.
- Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают, что позволяет проводить самомассаж в подгруппах.
- Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка.
- Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
- Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию.
Задачи логопедического массажа ложками
- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствует функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.
- Стимуляция проприоцептивных ощущений — ощущений от положения своего тела в пространстве.
- Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремо- ' ра.
- Улучшение качества артикуляционных движений.
Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха)
Противопоказания к проведению логопедического массажа
Даже если массаж назначил врач, позже могут возникнуть препятствия к проведению массажа.
Не следует делать массаж ребёнку при остром инфекционном заболевании, независимо от того, детская ли это инфекция или любая другая.
Если у ребёнка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит — надо дождаться выздоровления.
Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог.
Проблемы во рту — различные воспаления или выпадения зубов — тоже повод отсрочить проведение массажа.
Выбор ложек
Для косметического массажа взрослым обычно используют чайные или десертные ложки. Для детей дошкольного возраста они могут быть немного крупноваты, поэтому мы остановились на кофейных ложках. Для занятий в логопедической группе советуем приобрести кофейные ложки для всех — по 2 на каждого занимающегося ребёнка (плюс 1—2 на случай их падения: при неловкой моторике это случается довольно часто). Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.
Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс — просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры, — дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.
Если мышцы гипотоничны, и ребёнку нужен стимулирующий массаж — поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.
Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка. Раздаём ложки, беря их за черенки и не касаясь черпаков.
Массаж и самомассаж
Если вы занимаетесь с одним ребёнком, можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.
Если у вас группа детей, то индивидуального массажа, скорее всего, не получится, поэтому сразу всех детей следует обучать самомассажу, но одному — самому «тяжёлому» и неловкому — можно делать массаж, показывая на этом ребёнке движения остальным.
Допустимы и варианты применения ложек — например, для лица — массаж чайными ложками, а движения во рту, на языке, за щекой и др. выполняются кофейной ложкой. Или более старшим и крупным детям — чайные, а младшим и более мелким детям — кофейные ложки.
Части ложки
Перед началом обучения самомассажу расскажите детям о частях ложки. Показывайте их на большой ложке, а дети пусть показывают на своих. Две главные части — это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик.
Мелкая моторика
Учёные доказали, что, с анатомической точки зрения, около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к речевой зоне мозга дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим подтвердилось предположение о том, что тонкие движения пальцев рук влияют на развитие речи ребёнка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкоймоторики, которые необходимы, чтобы одеться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому в данную методику включили комплекс самомассажа ложками и упражнение для мелкой моторики. Но это не просто упражнение, а обучение, которое преследует несколько целей.
Цели упражнения ложками
-запоминание частей ложки
-закрепление различных положений ложки в руке, для массажа
-освоение движений массажа
-развитие мелкой моторики
-развитие умений ориентироваться в пространстве
-упражнение в синхронной работе рук
- коррекция нарушений слоговой структуры
Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже не случайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствует формированию чувства ритма у детей являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.