ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВАМ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Дарбаева Ольга Валерьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВАМ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Воспитатель 1 категории,

Дарбаева Ольга Валерьевна,

Воспитатель 1 категории,

Барабина Светлана Николаевна:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №325» г.Нижний Новгород

«Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни», говорил великий русский писатель Михаил Пришвин.[1] Поэтому когда мы, педагоги детского сада говорим своим воспитанникам о необходимости бережного отношения к природе, каждому дереву, кустику, травинке, букашечке, то мы ратуем не только за нравственное воспитание ребенка, но и осуществляем важную работу по формированию у детей экологического сознания о необходимости беречь природу.

Мы как никто знаем о современных экологических проблемах общества, которые привлекают к себе внимание всей страны. Осознавая существующие проблемы, наш педагогический коллектив ведет совместную работу, целью которой является воспитание у детей экологической культуры.

Экологические знания нашим детям мы  даем не только в организованной образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на экологической тропе, в играх.

Вся территория нашего детского сад представляет собой комплекс объектов для наблюдения и исследования, развития наблюдательности, любознательности, бережного и уважительного отношения к природе.

Главным элементом развивающей среды экологической направленности на территории нашего детского сада является Экологическая тропа, отправной точкой которой является стенд-план, где схематично изображен маршрут.

Объектами Экологической тропы являются: «Зеленая аптека», «Искусственный водоем», «Огород», «Цветник», «Альпийская горка», «Липа», «Яблоня», «Уголок леса», «Старый пень», «Сосна».

На экологической тропе мы с детьми организуем  различные мероприятия, в зависимости от времени года. Это: экологические путешествия, экскурсии, уроки доброты, проекты, экологические конкурсы и акции, трудовой десант и зеленый патруль, выставки и экспозиции, праздники и фестивали.

Так, например, в «Уголке леса»  мы вместе с детьми собираем опавшие ветки, шишки для поделок. Рассказываем им, кто живет в лесу, проводим подвижные игры, загадываем  загадки,  рисуем  пейзажи. Разыгрывая образовательные ситуации, помогаем детям познать окружающий их мир, узнать как человек зависит от природы.[2]

На объекте «Искусственный водоем» дети имеют возможность понаблюдать за водомеркой, познакомиться со строением камыша и кувшинки. Рядом с водоемом находится  цветочная клумба. Дети знакомятся с разнообразием декоративных и садовых цветов. Это и хоста, и бархотки, и пионы, и тюльпаны и многие другие. Им очень нравится наблюдать за танцем бабочек над цветами, вальсом стрекоз, прыжками кузнечиков.  Дети вдохновляются красотой созданного уголка природы. Во время прогулки мы с детьми останавливаемся здесь, чтобы немного отдохнуть, полюбоваться красотой природы.

На цветниках дети не только ухаживают за цветами, но и наблюдают за насекомыми, жучками.  В процессе наблюдения дети проявляется интерес к жизни насекомых. Опираясь на инициативу наших детей, был реализован исследовательский проект «Насекомые Нижегородской области». [3] Где дети наблюдали за жизнедеятельностью разнообразных насекомых: червячков, муравьев, красноклопиков. Собирали пословицы и поговорки о насекомых, делали зарисовки. В результате нами была создана картотека загадок, оформлен фотоальбом «Наблюдение за насекомыми», показали младшим дошкольникам театральную постановку сказки В.Сутеева «Под грибом».[4]

Следующим объектом нашей Экологической тропы является - Огород, который находится  на хорошо освещенном месте. Каждая посадка обозначена табличкой «Кабачки», «Лук», « Помидор», «Перец», «Горох», «Морковь». Чтобы вызвать интерес у воспитанников к труду и исследованиям, наш огород оформлен в виде солнышка с героями сказки «Репка». Дети  с удовольствием ухаживают за растениями рыхлят землю, поливают ее, узнают чем полезны овощи, наблюдают как они растут и созревают.

Для выращивания рассады, ежегодно создаем огород на подоконнике. Там мы выращиваем рассаду помидор, перца, кабачков. В начале осени с удовольствием собираем выращенный нами урожай.[5]

Чтобы научить дошкольников основам элементарного прогнозирования, обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг изменения на территории ДОУ создана  «Метеостанция». Дети наблюдают за  движением  облаков, ветра, состоянием растений, учатся пользоваться  простыми приборами, помогающими определять  погоду. В процессе  занятий у них развиваются наблюдательность, умение делать выводы, обобщать.[6]

В благоустройстве территории детского сада большую роль играет взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Каждую весну и осень проводятся совместные акции «Трудовой десант», «Украсим клумбы цветами», «Тюльпан победы», «Накормим птиц зимой» (изготовление кормушек), «Встречаем наших друзей» (изготовление скворечников).  Участвуем в городской акции «Синичкин дом».

Проводится ежегодный праздник цветов. На котором дети рассказывают стихи, отгадывают загадки, играют в игры. Для праздника совместно с родителями дети изготовили маски разнообразных цветов. Во время развлечения воспитанники узнают о разнообразии цветущих растений и бережного отношения к ним.

Для  повышения уровня экологических знаний родителей, а также для повышения их воспитательного потенциала, была использована наглядно -педагогическая пропаганда: стенды «Берегите природу», папки-передвижки «Времена года», «Экологическое воспитание дошкольника».

Таким образом, наша экологическая тропа позволяет нам максимально сформировать элементарные экологические представления у наших детей.

 

 

 

 

Литература:

  1. М.Пришвин , «Моя Родина», издательство «Детская литература», 1980.
  2. О.А.Соломенникова, ознакомление с природой в детском саду, Подготовительная к школе группа, для занятий с детьми 6-7 лет, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017;
  3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, Проектная деятельность дошкольников, для занятий с детьми 5-7 лет, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016;
  4.  В.Г. Сутеев, Сказки В.Сутеева, издательство М., ЗАО «Премьера», 2001;
  5. М.М. Морковская, Уголок природы в детском саду, 2-е изд., доработанное, издательство М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989
  6. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов, Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, для занятий с детьми 4-7 лет, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015;
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.