Тренинг комфортного общения

Михальченко Евгения Анатольевна

 

Консультация для воспитателей.

Сколько раз статистика пыталась подсчитать, какое количество вре­мени родители уделяют ребенку каждый день? Цифры неутешительны: самое большее — 3 ч а день. И это не целенаправленное общение с ребенком, а только время, которое он проводит с родителями — зав­трак, ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д. Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, что­бы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку? В этом помогают тренинги комфортного общения. Перед тренингом попросите родителей ответить на вопросы (в письменном виде).

  • О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?

  • О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?

  • Знаете ли Вы, какая из воспитательниц нравится вашему ре­бенку больше?

  • Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?

  • Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?

  • Во что любит играть Ваш ребенок?

  • Чего боится Ваш ребенок?

  • Куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?

  • Что больше всего огорчает Вашего ребенка?

  • Что больше всего радует Вашего ребенка?

Тренинги комфортного общения проходят в форме проигрыва­ния и анализа ситуации, принятия решений.

Ситуация 1. «Что у тебя на душе?». Один из родителей — «ребенок». Другие — «родители». «Ребенок» чем-то огорчен. Ро­дители по очереди задают вопросы, чтобы понять, что случилось. Задача ребенка — молчать, задача родителей — найти и задать вопрос с такой интонацией, чтобы ребенок захотел ответить.

Ситуация 2. «Хочу и буду». Двое родителей — «дети», осталь­ные — «родители». «Дети» сидят на полу и рвут бумагу, родители по очереди уговаривают их этого не делать. Дети на асе уговоры отвечают: «Хочу и буду». Задача родителей сказать или сделать нечто такое, чтобы дети прекратили это занятие.

Ситуация 3. «Это не я». Один из родителей — «ребенок», он совершил что-то недозволенное, его в этом уличают. Задача ребенка — не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок захотел сказать правду.

Ситуация 4. «Купите мне собаку, пожалуйста». Один из роди­телей — «ребенок». По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей — объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.

Ситуация 5. «Меня обижает Сережа». Трое родителей — «дети»: одна «девочка» и два «мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.

Ситуация 6. «Я в сад не пойду». Несколько родителей — «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят: «Я в сад не пойду!» Задача родителей — сказать или сделать нечто такое, после чего дети спо­койно пойдут в детский сад.

Ситуация 7. «Это я нашел». Родители обнаруживают у «ребен­ка» чужие игрушки. На все вопросы «ребенок» отвечает: «Это я
нашел». Задача родителей — задать такие вопросы, чтобы выяснить, действительно ли ребенок нашел эти игрушки, или взял, без
спроса у других детей?

Ситуация 8. «Я буду плакать». Один из родителей — «ребе­нок», он ни за что не хочет оставаться в детском саду, плачет, топает ногами, цепляется за родителей. Задача родителей — угово­рить ребенка остаться в детском саду до их прихода.

Ситуация 9. «Купите мне все и сразу». Один из родителей — «ребенок», в «магазине» требует купить то одно, то другое, то все сразу. Задача родителей — отвлечь ребенка, сказать или сделать нечто такое, что поможет справиться с непомерным «аппетитом».

Ситуация 10. «Вы плохие. Я вас не люблю». Родитель-«ребе­нок» на что-то обижен и рассержен, сидит в углу и повторяет: «Вы плохие. Я вас не люблю». Задача родителей выяснить, что так рас­строило ребенка, найти слова, чтобы убедить его в своей любви.

Проигрывая различные ситуации, можно помочь родителям
посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык, избе­
жать конфликтов.