Использование народных игр в логопедической работе.

Использование народных игр в логопедической работе.

МБДОУ "Детский сад №119 "Поморочка"

учитель- логопед Нестеренко Н.В.

 

На современном этапе в логопедической практике используются разнообразные  средства и методы устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей. Одним из таких средств является устное народное творчество. В фольклоре отражена многовековая народная мудрость. Фольклор не только украшает, иллюстрирует нашу речь, но и является средством развития дошкольников, а также средством профилактики и коррекции речевых нарушений.

Логопеды применяют в коррекционной работе разнообразные виды фольклора: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, сказки, докучные сказочки и другие произведения.

Применение фольклора позволяет решать разные задачи: гармонично развивать стороны речи: звукопроизношение, лексико-грамматический компонент, просодию, голосовые модуляции, речевое дыхание, темпо-ритмический компонент. Помимо этого у детей повышается мотивация, интерес и любовь к родному языку. Использование фольклора целесообразно на каждом этапе логопедического сопровождения. Произведения устного народного творчества уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы, в процессе игр, встреч, прощаний. Фольклор оказывает большое влияние на развитие ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Использование детского фольклора в играх с детьми чрезвычайно важно, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, дарят детям радость от общения со сверстниками, способствуют укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Логопеды широко применяют игры на развитие мелкой моторики.

Большое место в работе логопеда занимает формирование фонематического слуха дошкольников. Для достижения этой цели прекрасно подходят любые ритмические фольклорные произведения, имеющие рифму. Детям предлагают закончить четверостишие словом, подходящим по рифме и ритму. Например, можно использовать такие строки: Ваня, Ваня-простота Купил лошадь без… (хвоста) Произведения устного народного творчества используют при   автоматизации и дифференциации фонем. Особенно хороши для этой цели скороговорки: Катает кот моток, паук паутину ткет. Водовоз воду вез.

 Для обогащения словарного запаса детей, развития мыслительных процессов и устранения трудностей актуализации логопеды широко применяют разные виды загадок и пословиц. На материале фольклора с помощью игры можно обучать детей разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, скачет заяц, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, при разыгрывании по ролям народных сказок.

 Самые любимые игры для детей - это подвижные игры , в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии. Поэтому логопеды предлагают детям выполнить задания в которых надо  продолжить готовые строки. Дети любят играть в такие игры, так как в них они показывают себя. А для логопедов такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей.

 Использование фольклорного материала на логопедических занятиях нацелено на формирование системы знаний (о традициях русского народа, обычаях, хороводах, загадках  считалках, прибаутках и так далее.) и  системы умений (слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал на этапе автоматизации и дифференциации звуков).

 Большое значение имеет специальная организация предметно - развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг - раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образных игрушек -персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

 С целью повышения мотивации на коррекционных занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа. Отбор коррекционно - развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом познания окружающего мира, уровня их речевого развития.

Используя в работе народный фольклор; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов Многие малые фольклорные формы можно использовать в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток. 

 Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развития речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.