Сохранение здоровья дошкольников на логопедических занятиях
Сохранение здоровья дошкольников на логопедических занятиях.
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика,
воспитывайте силы, которыми он должен управлять.
постоянно упражняйте его тело;
делайте его здоровым и сильным;
пусть он работает, действует, бегает, кричит;
пусть всегда находится в движении;
пусть будет он человеком по силе,
и вскоре он станет им по разуму…
Жан-Жак Руссо
Одной из причин нездоровья дошкольников является гиподинамия. В настоящее время у дошкольников наблюдается увеличение нарушения осанки, нарушения зрения. Нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка, 70% детей имеют различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Нередко дети имеют нарушение осанки в сочетании с нарушением речи. Как же подготовить ребёнка к школе без ущерба для его здоровья?
Наиглавнейшей задачей ФГОС ДО, встающей перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так у детей с речевой патологией в отличие от своих сверстников с нормальной речью, нарушена пространственная ориентировка, не развита крупная и мелкая моторика.
Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать базу для овладения элементами грамоты уже в дошкольном детстве. Такая подготовка детей с речевыми нарушениями обеспечивает полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Как отмечают исследователи, занимающиеся данной темой, процесс психического развития детей наиболее эффективен при условии их высокой двигательной активности, для закрепления мысли необходимо движение. А для развития межполушарного взаимодействия некоторые исследователи предлагают использовать перекрестные упражнения. М.М Кольцова в своих исследованиях утверждает, что тренировка пальцев рук – мощный физиологический стимул развития речи детей. Она считает, что «взрослые должны организовывать и направлять двигательную деятельность детей с тем, чтобы обратить её на пользу.»
Исходя из данных теоретических положений, я решила составить программу «Непоседа-грамотейка», обучаясь по которой, дети могли бы хорошо подготовиться к школе по русскому языку, не вредя своему здоровью.
В данной программе предлагаю использовать следующие технологии:
- биоэнергопластику (артикуляционную гимнастику в сочетании с движениями кистей рук),
- логопедическую ритмику,
- азбуку телодвижений,
- речь с движением,
- пальчиковую гимнастику,
- речедвигательную ритмику,
- «умные движения»,
- коммуникативные игры,
- здоровьесберегающие практики.
В разделе программы «Умные движения» описаны игры малой подвижности, которые взяты из разных источников, а также там содержатся авторские игры и упражнения. С помощью этих игр дети выполняют не только физические действия, но и совершают мыслительные операции. Игры направлены на развитие фонематического восприятия, развитие навыков звуко-слогового анализа слов, работу над лексико-грамматическим строем речи.
Например, в игре «Регулировщики» дети с помощью движений рук показывают место звука в слове: начале, середине и в конце. А в игре «Камень-вата» ребята определяют мягкость-твёрдость согласных звуков. Если объединить эти две игры, то задача, встающая перед дошкольниками усложнится: необходимо будет движениями рук показать не только место согласного звука в слове, но и обозначить его твёрдость или мягкость.
В разделе «Коммуникативные игры» содержаться игры малой подвижности, которые преследуют две цели ─ обогащение лексики и развитие речевого общения детей подготовительных к школе логопедических групп. В этой части программы, как и в предыдущем разделе, есть авторские игры, а также игры с авторскими изменениями.
Данная программа воспитывает в детях самостоятельность, инициативу и творчество, материал воспринимается детьми на положительном эмоциональном фоне и поэтому очень хорошо усваивается. Я уверена в том, что, работая по программе «Непоседа-грамотейка», результаты работы будут высокими, а здоровье детей на занятии не пострадает.
- Мне нравится (3)