Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи
Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести, послушании, добре и зле, но ещё и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_chtenie.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи
Важная роль в воспитании подрастающего поколения, формировании у него нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести, послушании, добре и зле, но ещё и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как же непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих дедов и отцов! И дело здесь вовсе не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости ли полном отсутствии связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. в частности чтение обучающих сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
- совместное времяпрепровождение за чтением поучительных сказок или рассказов способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а, значит. оживляет родовую генетическую память родственников;
- совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы. искать объяснения непонятных слов и выражений. а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать свои вопросы, стараться вникнуть в суть ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр;
- семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи. узнать о своих близких что-то важное и интересное;
- после коллективного чтения сказок и рассказов слушатели итуациях в их собственной жизни, что позволяет раскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к изучению своей родословной, изучению опыта представителей старших поколений семейного рода;
- чтение произведений, включая произведения на духовно-нравственную тематику. помогает детям уяснить значение понятий, о которых. как правило они не слышат или редко слышат в детском саду, во дворе и даже в обыденном семейном общении. Это, например. такие понятия, как целомудрие, добродетель, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После общего чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения. слова. о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения. разъяснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком о прошлом.
Основные рекомендации для возрождения утерянных в последние десятилетия традиций семейного чтения:
- при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад);
- сказку следует читать не в паузах между какими-то занятиями, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок гарантированно получит заряд внимания, доброты и родительской любви, и это будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть совершенно уверенным. что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семьи ваших повзрослевших детей;
- читать сказку может сам ребёнок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;
- если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает это слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребёнка, и каких именно объяснений он от вас ждал; скорее всего, его что-то беспокоит, и он нуждается в помощи;
- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;
- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нём заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например: «Как так: нет сердца?»…
Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление и, в этом случае потребуется игра - драматизация. Ребёнок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Именно поэтому многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре – драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.
Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой одевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и пластиковые стаканчики, надо только приклеить на них картинку с изображением героя. Не умеете рисовать, - сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать – пусть героями станут флакончики из-под духов, дезодоранта и одеколона. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребёнком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.
Игра – драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.
Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребёнок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку – спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.
Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на себя» образ персонажа, испытать различные чувства: радости, огорчения, потери, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Приёмы работы со сказкой могут быть очень разнообразными:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
- активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы ещё поступить; что было бы, если бы…;
- проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
- проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи – нравоучения и т.д.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.