Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В детстве каждый ребенок постигает основы материальной и духовной культуры общества, в процессе этого ему предстоит усвоить определенные знания, ценности, нормы поведения. Патриотическое воспитание, традиционное для отечественной педагогики, является составной частью воспитания гражданского. Еще Н.Г. Чернышевский писал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».
Воспитание у детей чувства патриотизма является наиболее актуальной проблемой педагогики и современного общества. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – это, прежде всего, развитие у ребенка таких чувств, основой которых является любовь к Отчизне, гордость за ее прошлое и настоящее, преданность, желание разделять и отстаивать интересы своей страны. Независимо от того, какие изменения происходят в нашем обществе, воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств необходимо во все времена.
В российском обществе в настоящее время сложилось немало проблем, создающих препятствия для гражданско-патриотического воспитания детей. К таким проблемам относится:
- преобладание материальных интересов и ценностей над ценностями духовными и нравственными;
- обширное распространение равнодушия и пренебрежительного отношения к гражданскому долгу;
- стремительное снижения воздействия семьи именно в этой сфере воспитания. [5, с.34]
Для решения этих проблем и устранения других имеющихся противоречий нашего общества необходимо создать атмосферу, которая поможет нам, взрослым, и нашим детям эффективно взаимодействовать в передаче и принятии культурных ценностей прошлого и настоящего, их освоении и сохранении.
Любовь к своему Отечеству начинается, прежде всего, с любви к малой родине, к месту, где человек родился, вырос, получил образование – это его дом, деревня, село, город. Именно поэтому наибольшее значение в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников имеет их знакомство с географическими, историческими, культурными, природными и национальными особенностями родного края. Каждому из нас необходимо знать и помнить историю не только своей страны, но и историю своего города, села или деревни. Чувство любви к своему детскому саду, родным улицам, к своей семье – это основа, которая даст начало более сложному чувству – чувству патриотизма. Но нужно так рассказать детям об их родном крае и о стране, так показать, чтобы у них появилось чувство гордости и восхищения своей Родиной. Любовь к местам, где мы родились и выросли, знания о том, чем они прославлены и знамениты, каким трудом здесь заняты люди – все это малышам передают взрослые, и наиболее активную работу здесь должны выполнять педагоги. Именно они должны тщательно продумывать то, о чем они будут рассказывать детям, ответственно подходить к выбору дидактического и наглядного материала в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей, создавать эмоциональное благополучие в процессе передачи знаний, просто и доступно показывать связь родного края со всей нашей огромной страной.
Каждый педагог, реализуя гражданско-патриотическое воспитание в детском саду должен использовать в своей работе основные направления, которые используются в педагогике в общем:
- знания, которые педагог собирается передать дошкольникам, должны быть актуальны для данного возраста;
- педагогический процесс должен быть непрерывен и последователен;
- к каждому ребенку должен быть найден индивидуальный подход с учетом его психологического развития;
- разные виды деятельности (познавательная, творческая, физическая и др.) должны сочетаться рационально;
- процесс обучения должен быть основан на детской активности и любознательности.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который требует от педагога в этом вопросе личной убежденности и вдохновения. Гражданско-патриотическое воспитание детей – это работа, которая ведется постоянно, систематически, во всех возрастных группах детского сада, во всех видах деятельности и по всем направлениям. При реализации этой работы педагоги могут использовать следующие методы :
1. Наблюдения: за трудом окружающих нас людей, за изменениями, происходящими в облике окружающих нас зданий.
2. Объяснения и рассказы совместно с демонстрацией репродукций картин и других произведений искусства.
3. Беседы: коллективные беседы с детьми о родных местах и о родной стране.
4. Чтение художественных произведений: стихотворений, рассказов, сказок, былин и др.
5. Разучивание стихотворений, песен, составление и отгадывание загадок, обсуждение пословиц; прослушивание музыкальных произведений на интересующую тему.
6. Знакомство с народными ремеслами.
7. Привлечение детей к совместному труду со взрослыми: с воспитателем в детском саду и помощь родителям, бабушкам и дедушкам дома.
8. Поощрение за поддержание порядка в группе, за бережное отношение к своим вещам и игрушкам, и вещам и игрушкам детского сада.
9. Личный пример педагога, как человека, любящего свою работу, свою Родину, неравнодушного к событиям и процессам, происходящим в обществе. Убеждения воспитателя, его жизненный принципы и взгляд на окружающий мир – самое сильное побуждение к получению знаний и действиям у малышей. [4, с.35]
Знакомство подрастающего поколения с жителями родного города (села, деревни), родной страны – одно из важнейших направлений в гражданско-патриотическом воспитании. Очень важно знать и помнить тех людей, которые прославили нашу Родину своим трудом и творческими способностями - художников, композиторов, писателей, ученых, врачей, изобретателей, спортсменов. Через этих конкретных людей, их жизнь, личный пример, детей можно познакомить с «характером», менталитетом русского народа. В детском саду можно организовать встречи с известными людьми родного края, со специалистами, чей жизненный опыт может стать примером для малышей. На этих встречах дети увидят и поймут, что люди, которые живут рядом с ними, пекут вкусный хлеб, работают со сложными механизмами на заводе, пишут сказки и стихи, побеждают в спортивных состязаниях. Также большое влияние на становление личности патриота и истинного гражданина своей страны оказывает воспитание уважения к героям войны, ветеранам, людям, которые защищали нашу страну порой ценой своей жизни. Когда после каждого такого мероприятия, дети воспроизводят свои впечатления на листе бумаги с помощью карандашей и красок, или же просто делятся своими эмоциями и впечатлениями с воспитателем, родителями, друг с другом – это замечательно.
В процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения педагог взаимодействует и работает не только с детьми, но и с их семьей. В настоящее время, когда зачастую во многих семьях воспитание патриотизма вызывает лишь недоумение, работа с родителями становится нелегкой задачей. Но, тем не менее, изначально именно в семье, у своих родителей, бабушек и дедушек, ребенок получает основные знания, усваивает определенные нравственные ценности, которые необходимы для жизни в нашем быстроразвивающемся обществе. Семья, воспитатели, коллектив детей в саду - все субъекты гражданско-патриотического воспитания – должны стать единой системой, оказывающей всестороннее влияние на личность ребенка. [2, с. 112]
Делая вывод обо всем вышесказанном, пожалуй, следует отметить, что на сегодняшний день патриотическое воспитание дошкольников является приоритетным курсом в образовании. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и желание с гордостью и восхищением говорить о настоящем и будущем России.
Литература
1. Акишина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. / Т. М. Акишина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М.: Перспектива, 2012. – 248 с.
2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко и др. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 192 с.
3. Зеленова Н. М. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / Зеленова Н. М., Осипова Л. П. – М.: Скрипторий, 2017. – 104 с.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. - М.: Линка-Пресс, 2012. – 152 с.