Слушание музыки на занятиях в ДОУ .( репертуарные списки)

Беляева Марина Александровна

Слушание музыки.

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.

 

В младших группах мы слушаем песни,  исполняемые на занятиях,  так как дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения. Слушание музыки я начинаю со средней группы потому что, у  детей четырех-пяти лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка, появляется желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы.

У детей образное мышление,  поэтому в образовательной деятельности прослушиваем преимущественно произведения программного характера. В своей работе я использую учебное пособие «музыкальное развитие детей» О.П. Радыновой.

Задачи музыкального восприятия музыки

 1.воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание, развивать музыкальные способности и мышление детей;

2. развивать творческие способности дошкольников (образные высказывания о музыке);

3.расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, развивать представления о красоте и эстетический вкус;

4.побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.

5.Познакомить с основными жанрами.

6.Научить сравнивать музыкальные произведения.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

 

Восприятие  музыки опирается на три взаимосвязанные между собой темы:

1.Какой характер  передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка грустная, весёлая,  ласковая,  праздничная, торжественная)

  2.О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

3.Как рассказывает музыка? (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

Репертуар для слушания музыки

Средняя группа:

I тема: «Чувства и настроения в музыке»

1.Л.В.Бетховен «Весело-грустно»

На начальном этапе слушание музыки спрашиваю у ребят: «Если у вас поломалась игрушка у вас какое настроение? Если вам подарили подарок?»

 Предлагаю послушать произведение и определить,  какое настроение передает нам музыка?

Дети: музыка передает разное настроение (веселое, грустное).

Предлагаю ребятам выбрать подходящие картинки соответствующие данному настроению (веселый гномик, грустный гномик и другие).

При повторном прослушивании: как мы можем изобразить движениям рук  грустное грустное, веселое? (дирижируем)

Эту пьесу написал замечательный композитор Л.В.Бетховен – показываю портрет композитора.

2.П.И.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»

Сегодня мы познакомимся с двумя пьесами великого русского композитора П.И.Чайковского (показываю портрет), какое настроение передаст нам музыка? Прослушивание «Новая кукла», «Болезнь куклы»

Какая музыка по настроению? (веселая, радостная) (грустная, печальная)

Как вы думаете о чем нам музыка рассказывает? ( подарили новую игрушку, выглянуло солнышко) и ( наругала мама, поломал игрушку)

Как рассказывает нам музыка, она какая? ( веселая,быстрая ) и (медленная)

Предлагаю выбрать из изобразительного ряда подходящие картины.

3.Г.Свиридов «Ласковая просьба» - пьеса передающее настроение в музыке, работа  с детьми аналогична предыдущим произведениям.

Музыка передает не только настроение, но и черты характера человека.

Д.Кабалевский. Три подружки. «Плакса.Резвушка.Злюка»

Ребята, какая музыка бывает по настроению?

Но, музыка может передавать не только настроение,  но и характер человека. К нам в гости торопятся три девочки.

Плакса.

Какой характер музыки? (печальный, плаксивый, грустный)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек грустный)

Как музыка передала характер? (плавная, медленная музыка)

Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой вниз, со слезами на глазах)

Как можем изобразить ? (собирать слезы, вытирать глаза, всхлипывать)

Резвушка

Какой характер музыки? (веселая, бодрая)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)

Как музыка передала характер? (быстрая)

Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой)

Как можем изобразить ? (улыбаться, веселиться)

Злюка

Какой характер музыки? (злая, агрессивная)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)

Как музыка передала характер? (быстрая, низкие звуки)

Как мы можем нарисовать такую девочку? (волосы в разные стороны, губы сжаты)

Как можем изобразить ? (драться, злиться)

Это произведение написал Д.Б.Кабалевский – российский композитор, который написал еще много интересных произведений для детей.

Произведения направленные на умение различать характер музыки, высказываться об эмоциональном-образном содержании и передавать характер музыки в движениях:

Д.Б.Кабалевский «Упрямый братишка»,

Р.Шуман «Смелый наездник»,

Р. Шуман «Всадник»,

Д.Б.Кабалевский «Клоуны»

«Мальчик – замарашка» обр.Т.Потапенко

Д. Б.Кабалевский «Лентяй»

С.Майкапар «Пастушок»

Кроме прослушивания и беседы о музыке мы используем инструменты для передачи характера музыки. Например: Д.Б.Кабалевский «Клоуны»

Какие инструменты мы можем использовать для передачи характера веселого клоуна и грустного?

Дети: Колокольчики веселое, праздничное звучание, а погремушки звучат тихо, осторожно для клоуна-неумехи.

    Во второй половине  февраля — тема раскрывает передачу образа ласковой и доброй мамы, настраивая детей на предстоящий праздник 8 Марта. На данном этапе важно научить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями, различать средства музыкальной выразительности. Такие произведения как:

Е.Тиличеева «Мамин праздник», «Маме в день 8 марта»

А.Гречанинов «Материнские ласки»

П.Чайковский «Мама».

 

В старшей группе

II тема: «Песня, танец, марш» дает представление о «трех китах» Д. Б. Кабалевского. Учимся различать не только песню, танец и марш, но знакомимся с народными песнями различного характера.(плясовые, хороводные, колыбельные), движениями согласуем с ритмом и характером музыки и узнаем,  что музыка может иметь признаки двойственного жанрам ( танцевальность в песне, напевность в марше и т.д.)

Репертуар

Русская народные песни: «Со вьюном я хожу» ,«Ходила младешенька по борочку»

П.Чайковский «Комаринская», Г.Свиридов «Колыбельная песенка»

А также учимся сравнивать произведения с близкими названиями П.И.Чайковского «Детский альбом» - «Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка» находим отличия, учимся определять черты танцевальности в песенной музыке. Например : Итальянская песенка какая по характеру?

Веселая , игривая –похожа на вальс, «французская-   , напевная похожа на песню, а немецкая песенка танцевальная по характеру .

Знакомимся с «Неаполитанской песенкой» П.И.Чайковского (танцевального характера)

Знакомимся с маршами разного характера и учимся различать изобразительность, средства музыкальной выразительности,  создающие образ.

Р.Шуман «Солдатский марш» - четкий , бодрый марш под который удобно маршировать.

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - легкий, «игрушечный» марш.

Д.Шостакович «Марш» - озорной, игривый.

А также знакомимся с танцевальной музыкой – вальс, полька, мазурка.

Дети подготовительной группы  имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Начиная со средней группы,  образы,  последовательно усложняются, разнообразней становятся чувства, настроения, более детально мы работаем над прослушиванием выразительных средств в музыке.

 

                                       Репертуар подготовительной группы

· «Детская полька», муз. М. Глинки;

· «Марш», муз. С. Прокофьева;

· «Колыбельная», муз. В. Моцарта; 

· «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди);

· «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского);

· «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»);

 · «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского;

· «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова;

· «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна;

· «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова;

 · «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец»,

муз. Д. Шостаковича;

· «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

 · «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»),

 · «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига;

· «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского;

· «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»);

· «Весна», «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

 

Общей темой для всех групп является музыка,  которая  рассказывает  о  животных  и птицах, о том, музыка может передавать образы животных птиц и их  повадки, учимся слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства.

Реперутар:

Д.Б.Кабалевский . Ежик

К.Сен-Санс. Слон

В.Ребиков. Лягушка

К.Сен-Санс. Куры и петухи

М.Мусоргский  «Балет невылупившихся птенцов»

С.Прокофьев. Шествие кузнечиков

К.Сен-Санс. Королевский марш льва.

Д.Б.Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка.

    Также с ребятами хакасских групп  мы слушаем музыку родного края, хакасских композиторов, таких как Татьяна Шалгинова в исполнении популярного российского этно-певца (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар» произведения в исполнении хакасского ансамбля «Ульгер», знакомимся с  хакасскими инструментами  творчеством первого композитора Хакассии А.А. Кенеля.

 

     К концу пребывания в детском саду дети узнают: произведение в целом; отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть  и т.д.);

-марш, танец, колыбельную; дают характеристику произведениям.

-формируется  эмоциональная отзывчивость, усидчивость,

-происходит развитие: двигательной активности (при активном слушании музыки), выразительности исполнения; творческого мышления, а также глубины высказываний о музыке, выразительности оценочных суждений;

- формирование способности к познавательной деятельности;

-развитие нравственных качеств личности.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сфере