Слушание музыки на занятиях в ДОУ .( репертуарные списки)
Слушание музыки.
Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.
В младших группах мы слушаем песни, исполняемые на занятиях, так как дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения. Слушание музыки я начинаю со средней группы потому что, у детей четырех-пяти лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка, появляется желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы.
У детей образное мышление, поэтому в образовательной деятельности прослушиваем преимущественно произведения программного характера. В своей работе я использую учебное пособие «музыкальное развитие детей» О.П. Радыновой.
Задачи музыкального восприятия музыки
1.воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание, развивать музыкальные способности и мышление детей;
2. развивать творческие способности дошкольников (образные высказывания о музыке);
3.расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, развивать представления о красоте и эстетический вкус;
4.побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.
5.Познакомить с основными жанрами.
6.Научить сравнивать музыкальные произведения.
Слушание музыки проходит по трем этапам:
1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.
2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.
3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.
Восприятие музыки опирается на три взаимосвязанные между собой темы:
1.Какой характер передаёт музыка?
Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка грустная, весёлая, ласковая, праздничная, торжественная)
2.О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
3.Как рассказывает музыка? (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
Репертуар для слушания музыки
Средняя группа:
I тема: «Чувства и настроения в музыке»
1.Л.В.Бетховен «Весело-грустно»
На начальном этапе слушание музыки спрашиваю у ребят: «Если у вас поломалась игрушка у вас какое настроение? Если вам подарили подарок?»
Предлагаю послушать произведение и определить, какое настроение передает нам музыка?
Дети: музыка передает разное настроение (веселое, грустное).
Предлагаю ребятам выбрать подходящие картинки соответствующие данному настроению (веселый гномик, грустный гномик и другие).
При повторном прослушивании: как мы можем изобразить движениям рук грустное грустное, веселое? (дирижируем)
Эту пьесу написал замечательный композитор Л.В.Бетховен – показываю портрет композитора.
2.П.И.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»
Сегодня мы познакомимся с двумя пьесами великого русского композитора П.И.Чайковского (показываю портрет), какое настроение передаст нам музыка? Прослушивание «Новая кукла», «Болезнь куклы»
Какая музыка по настроению? (веселая, радостная) (грустная, печальная)
Как вы думаете о чем нам музыка рассказывает? ( подарили новую игрушку, выглянуло солнышко) и ( наругала мама, поломал игрушку)
Как рассказывает нам музыка, она какая? ( веселая,быстрая ) и (медленная)
Предлагаю выбрать из изобразительного ряда подходящие картины.
3.Г.Свиридов «Ласковая просьба» - пьеса передающее настроение в музыке, работа с детьми аналогична предыдущим произведениям.
Музыка передает не только настроение, но и черты характера человека.
Д.Кабалевский. Три подружки. «Плакса.Резвушка.Злюка»
Ребята, какая музыка бывает по настроению?
Но, музыка может передавать не только настроение, но и характер человека. К нам в гости торопятся три девочки.
Плакса.
Какой характер музыки? (печальный, плаксивый, грустный)
О чем рассказала музыка? ( о том что человек грустный)
Как музыка передала характер? (плавная, медленная музыка)
Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой вниз, со слезами на глазах)
Как можем изобразить ? (собирать слезы, вытирать глаза, всхлипывать)
Резвушка
Какой характер музыки? (веселая, бодрая)
О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)
Как музыка передала характер? (быстрая)
Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой)
Как можем изобразить ? (улыбаться, веселиться)
Злюка
Какой характер музыки? (злая, агрессивная)
О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)
Как музыка передала характер? (быстрая, низкие звуки)
Как мы можем нарисовать такую девочку? (волосы в разные стороны, губы сжаты)
Как можем изобразить ? (драться, злиться)
Это произведение написал Д.Б.Кабалевский – российский композитор, который написал еще много интересных произведений для детей.
Произведения направленные на умение различать характер музыки, высказываться об эмоциональном-образном содержании и передавать характер музыки в движениях:
Д.Б.Кабалевский «Упрямый братишка»,
Р.Шуман «Смелый наездник»,
Р. Шуман «Всадник»,
Д.Б.Кабалевский «Клоуны»
«Мальчик – замарашка» обр.Т.Потапенко
Д. Б.Кабалевский «Лентяй»
С.Майкапар «Пастушок»
Кроме прослушивания и беседы о музыке мы используем инструменты для передачи характера музыки. Например: Д.Б.Кабалевский «Клоуны»
Какие инструменты мы можем использовать для передачи характера веселого клоуна и грустного?
Дети: Колокольчики веселое, праздничное звучание, а погремушки звучат тихо, осторожно для клоуна-неумехи.
Во второй половине февраля — тема раскрывает передачу образа ласковой и доброй мамы, настраивая детей на предстоящий праздник 8 Марта. На данном этапе важно научить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями, различать средства музыкальной выразительности. Такие произведения как:
Е.Тиличеева «Мамин праздник», «Маме в день 8 марта»
А.Гречанинов «Материнские ласки»
П.Чайковский «Мама».
В старшей группе
II тема: «Песня, танец, марш» дает представление о «трех китах» Д. Б. Кабалевского. Учимся различать не только песню, танец и марш, но знакомимся с народными песнями различного характера.(плясовые, хороводные, колыбельные), движениями согласуем с ритмом и характером музыки и узнаем, что музыка может иметь признаки двойственного жанрам ( танцевальность в песне, напевность в марше и т.д.)
Репертуар
Русская народные песни: «Со вьюном я хожу» ,«Ходила младешенька по борочку»
П.Чайковский «Комаринская», Г.Свиридов «Колыбельная песенка»
А также учимся сравнивать произведения с близкими названиями П.И.Чайковского «Детский альбом» - «Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка» находим отличия, учимся определять черты танцевальности в песенной музыке. Например : Итальянская песенка какая по характеру?
Веселая , игривая –похожа на вальс, «французская- , напевная похожа на песню, а немецкая песенка танцевальная по характеру .
Знакомимся с «Неаполитанской песенкой» П.И.Чайковского (танцевального характера)
Знакомимся с маршами разного характера и учимся различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ.
Р.Шуман «Солдатский марш» - четкий , бодрый марш под который удобно маршировать.
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - легкий, «игрушечный» марш.
Д.Шостакович «Марш» - озорной, игривый.
А также знакомимся с танцевальной музыкой – вальс, полька, мазурка.
Дети подготовительной группы имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Начиная со средней группы, образы, последовательно усложняются, разнообразней становятся чувства, настроения, более детально мы работаем над прослушиванием выразительных средств в музыке.
Репертуар подготовительной группы
· «Детская полька», муз. М. Глинки;
· «Марш», муз. С. Прокофьева;
· «Колыбельная», муз. В. Моцарта;
· «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди);
· «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского);
· «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»);
· «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского;
· «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова;
· «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна;
· «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова;
· «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец»,
муз. Д. Шостаковича;
· «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди;
· «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»),
· «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига;
· «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского;
· «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»);
· «Весна», «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди;
Общей темой для всех групп является музыка, которая рассказывает о животных и птицах, о том, музыка может передавать образы животных птиц и их повадки, учимся слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства.
Реперутар:
Д.Б.Кабалевский . Ежик
К.Сен-Санс. Слон
В.Ребиков. Лягушка
К.Сен-Санс. Куры и петухи
М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
С.Прокофьев. Шествие кузнечиков
К.Сен-Санс. Королевский марш льва.
Д.Б.Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка.
Также с ребятами хакасских групп мы слушаем музыку родного края, хакасских композиторов, таких как Татьяна Шалгинова в исполнении популярного российского этно-певца (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар» произведения в исполнении хакасского ансамбля «Ульгер», знакомимся с хакасскими инструментами творчеством первого композитора Хакассии А.А. Кенеля.
К концу пребывания в детском саду дети узнают: произведение в целом; отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);
-марш, танец, колыбельную; дают характеристику произведениям.
-формируется эмоциональная отзывчивость, усидчивость,
-происходит развитие: двигательной активности (при активном слушании музыки), выразительности исполнения; творческого мышления, а также глубины высказываний о музыке, выразительности оценочных суждений;
- формирование способности к познавательной деятельности;
-развитие нравственных качеств личности.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сфере