МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Методический семинар
«Мультимедийная игра, как средство, развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
воспитателя МБДОУ «Красногорский детский сад №3"
Конышевой Елены Леонидовны
Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество дошкольников имеющих различные речевые патологии, в частности общее недоразвитие речи, неуклонно растет.
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, недостаточным словарным запасом, затрудненным грамматическим строем речи, неразвитой связной речью, подразумевает речевые расстройства детей с нормальным интеллектом.
В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В пункте 2.7 ФГОС дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.
Одной из наиболее удачных форм игровой деятельности является мультимедийная игра. Использование мультимедийной игры в образовательном процессе - это современный, удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка и активизируют речевую деятельность. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Мультимедийные игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Цель разработки – показать эффективность использования мультимедийных игр для формирования грамматического строя речи детей с ОНР.
Задачи:
- Теоретически обосновать формирование грамматического строя речи детей с ОНР посредством мультимедийных игр.
- Представить систему работы по использованию мультимедийных игр для формирования грамматического строя речи детей с ОНР.
- Показать эффективность использования системы методов и приемов по использованию мультимедийных игр для формирования грамматического строя речи.
- Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.
Главной целью любой мультимедийной игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Специфика мультимедийной игры определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической.
Использование мультимедийных игр в учебном процессе, эффективно влияет на его оптимизацию, даёт принципиально новые возможности совершенствования грамматического строя речи.
Мультимедийный способ подачи информации способствует формированию грамматического строя речи и достижению следующих результатов:
1) понимание грамматических конструкций;
2) склонение имен существительных по падежам;
3) использование предложно-падежных конструкций;
4) преобразование существительных из ед. числа во множ.;
5) согласование числительных 2 и 5 с существительными;
6) согласование имен прилагательных с именами существительными;
Педагогическую деятельность по использованию мультимедийной игры, как средства развития грамматического строя речи мы применяем системно, в соответствии со следующими условиями педагогического воздействия:
- сформированная предметно – пространственная среда и техническое оснащение группы;
- диагностический материал;
- план работы с родителями воспитанников;
- разработанный методический материал для работы с детьми:
- перспективный тематический план по развитию грамматического строя речи детей с ОНР
- медиатека мультимедийных дидактических игр;
-циклы занятий и развлечений с включением мультимедийных дидактических игр;
Работа велась по следующим направлениям:
- «Я - педагог»
- Повышение профессиональной компетентности:
- Умение пользоваться современной техникой и интернет-ресурсами;
- Создавать собственные образовательные ресурсы на формирование грамматического строя речи детей:
- «Гараж» (использование предложно-падежных конструкций)
- «Котенок» (понимание грамматических конструкций)
- «Из чего суп, салат, компот» (согласование имен прилагательных с именами существительными)
- «Один - много» (преобразование существительных из ед. числа во множ.)
- «Два и пять» (согласование числительных 2 и 5 с существительными)
- «Сладкоежка Карлсон» (склонение имен существительных по падежам)
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, в вопросах использования цифровых образовательных ресурсов;
- «Дети и компьютер»
Мультимедийные игры с грамматическим содержанием проводятся со всем коллективом детей на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи), в свободное время с небольшими подгруппами детей и индивидуально.
Игры с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одной игры в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
Планирование мультимедийных игр осуществляется в соответствии с циклограммой.
Циклограмма по использованию мультимедийных игр | |
1, 3 неделя | 2, 4 неделя |
- понимание грамматических конструкций; | - преобразование существительных из ед. числа во множ.; |
- склонение имен существительных по падежам; | - согласование числительных 2 и 5 с существительными; |
- использование предложно-падежных конструкций; | - согласование имен прилагательных с именами существительными; |
Занятия с использованием информационных технологий нужно проводить фрагментарно, обязательной со сменой деятельности и физкультминуткой при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиН:
- Работа с компьютером для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут,
- Занятие проводить не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
- Во время работы, проведение гимнастики для глаз.
Мультимедийные игры отличаются системностью, динамичностью, познавательной направленностью, воздействуют на эмоциональную сферу воспитанников с речевыми недостатками, стимулируя познавательную активность и повышая интерес к логопедическим занятиям.
3. «Вместе с родителями»
Взаимодействие с родителями, направленное на совершенствование грамматического строя речи ребенка, организуется в форме взаимной деятельности:
- родительские собрания («Мультимедийные игры для развития дошкольников»);
- медиатека дидактических пособий для родителей: («Один-много», «Два и пять», «Сладкоежка Карлсон» и т.д.)
- мастер-классы: ( «Как создать мультимедийную игру?»)
- наглядная информация для родителей: (памятка по использованию компьютера ребенком.)
Мы собрали и систематизировали дидактический материал, практические задания по теме, что открыло большие возможности для работы над грамматическим компонентом речи детей, который показывает, что использование мультимедийных игр сказалось на результативности грамматического строя речи - положительная динамика составила 38 % .
Исходя из полученных данных, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию мультимедийных дидактических игр является эффективны методом формирования грамматического строя речи детей с ОНР и дает положительные результаты в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_metodicheskomu_seminaru.ppt | 507.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности грамматического строя речи детей с ОНР Подбор педагогических технологий Мультимедийные игры
Мультимедийная игра Динамика Звук Изображение
Цель: Показать эффективность использования мультимедийных игр для формирования грамматического строя речи детей с ОНР.
Результаты сформированности грамматического строя речи Преобразование существительных из ед. числа во множ.; Использование предложно-падежных конструкций Согласование имен прилагательных с именами существительными Согласование числительных 2 и 5 с существительными Понимание грамматических конструкций Склонение имен существительных по падежам ;
Условия педагогического воздействия план работы с родителями предметно – пространственная среда и техническое оснащение группы Методический материал для работы с детьми Диагностический материал
Я педагог Практические умения Теоретические знания
. Дети и компьютер Медиатека «Котенок» «Гараж» «Один-много» «Два и пять» «Из чего суп, салат, компот» «Сладкоежка Карлсон»
.
.
.
. 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут Не более двух раз в неделю Проведение гимнастики для глаз СанПиН:
Вместе с родителями Родительское собрание Медиатека дидактических пособий Мастер-класс Наглядная информация
.