МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Конышева Елена Леонидовна

Методический семинар

 «Мультимедийная игра, как средство, развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

воспитателя МБДОУ «Красногорский детский сад №3"

 Конышевой Елены Леонидовны

 

           Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество дошкольников имеющих различные речевые патологии, в частности общее недоразвитие речи,  неуклонно растет.

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, недостаточным словарным запасом, затрудненным грамматическим строем речи, неразвитой связной речью, подразумевает речевые расстройства детей с нормальным интеллектом. 

            В связи с этим   возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

 Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В пункте 2.7 ФГОС дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.
           Одной из наиболее удачных форм игровой деятельности  является мультимедийная игра.  Использование мультимедийной игры в образовательном процессе - это современный, удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,  те  факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка и активизируют речевую деятельность. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

         Мультимедийные игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Цель разработки – показать эффективность использования  мультимедийных  игр  для    формирования грамматического строя речи детей с ОНР.

Задачи:

  • Теоретически обосновать формирование грамматического строя речи детей с ОНР посредством мультимедийных  игр.
  • Представить систему  работы  по использованию мультимедийных игр для    формирования грамматического строя речи детей с ОНР.
  • Показать эффективность  использования системы методов и  приемов по использованию мультимедийных игр для    формирования грамматического строя речи.
  • Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.

Главной целью любой мультимедийной игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Специфика мультимедийной игры  определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической.

Использование мультимедийных игр в учебном процессе, эффективно влияет на его оптимизацию, даёт принципиально новые возможности совершенствования грамматического строя речи.

Мультимедийный способ подачи информации способствует формированию грамматического строя речи и достижению следующих результатов:

1) понимание грамматических конструкций;

2) склонение имен существительных по падежам;

3) использование предложно-падежных конструкций;

4) преобразование существительных из ед. числа во множ.;

5) согласование числительных 2 и 5 с существительными;

6) согласование имен прилагательных с именами существительными;

Педагогическую деятельность  по   использованию мультимедийной игры, как средства развития грамматического строя речи мы применяем системно, в соответствии со следующими   условиями педагогического воздействия:

  • сформированная предметно – пространственная среда и техническое оснащение группы;
  • диагностический материал;
  • план работы  с родителями воспитанников;
  • разработанный методический материал для работы с детьми:

- перспективный тематический план по развитию грамматического строя речи детей с ОНР

- медиатека мультимедийных дидактических игр;

-циклы занятий и развлечений с включением мультимедийных дидактических игр;

Работа велась по следующим направлениям:

  1. «Я - педагог»
    1. Повышение профессиональной компетентности:
  • Умение пользоваться современной техникой и интернет-ресурсами;  
  • Создавать собственные образовательные ресурсы на формирование грамматического строя речи детей:

   - «Гараж» (использование предложно-падежных конструкций)

   - «Котенок» (понимание грамматических конструкций)

   - «Из чего суп, салат, компот» (согласование имен прилагательных с именами существительными)

   - «Один - много» (преобразование существительных из ед. числа во множ.)

   - «Два и пять» (согласование числительных 2 и 5 с существительными)

   - «Сладкоежка Карлсон» (склонение имен существительных по падежам)

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, в вопросах использования цифровых образовательных ресурсов;
  1.  «Дети  и  компьютер»

   Мультимедийные игры с грамматическим содержанием  проводятся со всем коллективом детей на занятиях  (ознакомление с окружающим, развитие речи), в свободное время с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

Игры с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одной игры в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

Планирование мультимедийных игр осуществляется в соответствии с циклограммой.

Циклограмма по использованию мультимедийных игр

1, 3 неделя

2, 4 неделя

- понимание грамматических конструкций;

- преобразование существительных из ед. числа во множ.;

- склонение имен существительных по падежам;

- согласование числительных 2 и 5 с существительными;

- использование предложно-падежных конструкций;

- согласование имен прилагательных с именами существительными;

Занятия с использованием информационных технологий нужно проводить фрагментарно, обязательной со сменой деятельности и физкультминуткой при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиН:

  1. Работа с компьютером для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется  при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, 
  2. Занятие проводить  не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
  3. Во время работы, проведение гимнастики для глаз.

           Мультимедийные игры отличаются системностью,  динамичностью, познавательной направленностью, воздействуют на эмоциональную сферу воспитанников с речевыми недостатками, стимулируя познавательную активность и повышая интерес к логопедическим занятиям.

3. «Вместе с родителями»

Взаимодействие с родителями,  направленное на совершенствование грамматического строя речи ребенка,  организуется в форме  взаимной деятельности:

- родительские собрания («Мультимедийные игры для развития дошкольников»);

- медиатека дидактических пособий для родителей: («Один-много», «Два и пять», «Сладкоежка Карлсон» и т.д.)

- мастер-классы: ( «Как создать мультимедийную игру?»)

- наглядная информация для родителей: (памятка по использованию компьютера ребенком.)

Мы собрали  и  систематизировали  дидактический материал, практические задания по  теме,  что открыло  большие возможности для работы над грамматическим компонентом речи детей, который  показывает, что использование мультимедийных игр сказалось на результативности грамматического строя речи - положительная динамика составила 38 % .

image

 

Исходя из полученных  данных, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию мультимедийных дидактических игр является эффективны методом формирования грамматического строя речи детей с ОНР и дает положительные результаты в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_metodicheskomu_seminaru.ppt507.4 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мультимедийная игра как средство развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Конышева Елена Леонидовна воспитатель МБДОУ Красногорского детского сада № 3

Слайд 2

Особенности грамматического строя речи детей с ОНР Подбор педагогических технологий Мультимедийные игры

Слайд 3

Мультимедийная игра Динамика Звук Изображение

Слайд 4

Цель: Показать эффективность использования мультимедийных игр для формирования грамматического строя речи детей с ОНР.

Слайд 5

Результаты сформированности грамматического строя речи Преобразование существительных из ед. числа во множ.; Использование предложно-падежных конструкций Согласование имен прилагательных с именами существительными Согласование числительных 2 и 5 с существительными Понимание грамматических конструкций Склонение имен существительных по падежам ;

Слайд 6

Условия педагогического воздействия план работы с родителями предметно – пространственная среда и техническое оснащение группы Методический материал для работы с детьми Диагностический материал

Слайд 7

Я педагог Практические умения Теоретические знания

Слайд 8

. Дети и компьютер Медиатека «Котенок» «Гараж» «Один-много» «Два и пять» «Из чего суп, салат, компот» «Сладкоежка Карлсон»

Слайд 9

.

Слайд 10

.

Слайд 11

.

Слайд 12

. 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут Не более двух раз в неделю Проведение гимнастики для глаз СанПиН:

Слайд 13

Вместе с родителями Родительское собрание Медиатека дидактических пособий Мастер-класс Наглядная информация

Слайд 14

.