Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.
Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.
Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.
Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:
1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.
2. Развитие сенсомоторных навыков.
3. Формирование представлений об окружающем мире.
4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения.
5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.
Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта:
Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.
Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».
Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.
Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.
Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.
Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.
Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.
Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в рисовании.
Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.
Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.
По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.
Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.
Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.
Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.
Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.
С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.
- Мне нравится (4)