МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»
«Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»
Конышева Надежда Васильевна
воспитатель МБДОУ Красногорского
детского сада № 3
Система современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС переориентирована на включение в воспитательно-образовательный процесс национально-регионального компонента. Знания о родной природе, культурном, историческом наследии родного края помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к малой Родине, своему дому, обеспечивая при этом развитие общечеловеческих и национальных ценностей ребенка.
Знания детей о родном крае довольно специфичны (история, культура, быт, традиции), большие по объему, поэтому сложны для восприятия. Следовательно, возникают проблемы с обобщением, систематизацией и усвоением материала.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Эта проблема привела меня к поиску метода, который помог бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема.
Такой инновационной технологией работы с информацией является использование лэпбука, который с каждым днем набирает все большую популярность.
Для того, чтобы показать эффективность использования технологии лэпбука в работе по обобщению знаний детей о родном крае, мы выделили следующие задачи:
- Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае;
2) Представить систему работы по созданию лэпбука, направленного на формирование знаний о родном крае;
3) Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- возможность структурировать сложную информацию;
- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность постоянного обновления, дополнения информации.
В зависимости от назначения, лэпбуки бывают:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные;
- праздничные;
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии из жизни знаменитых людей).
В зависимости от формы, бывают:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка – гармошка;
- фигурная папка.
Рекомендуемый возраст занятий с лэпбуком — 5 лет и старше. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разрабатывать и изготавливать свои собственные лэпбуки.
Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Работа по созданию лэпбука проходит поэтапно.
1. Начинаем мы с выбора темы и составления плана (1-5 дней). Темы лэпбуков определяются на основе программы «Мы в Удмуртии живем» А.М.Комаровой. Когда мы выбрали тему, составляем план-макет (о чем мы хотим в этой папке рассказать), раскрывающий ее. Для этого мы с детьми, в - первую очередь, проводим «Мозговой штурм», здесь принимаются все идеи, даже самые невероятные, затем они анализируются и выбираются наиболее реалистичные.
2. Второй этап - сбор информации (1-2 недели).
Чтобы наполнить папку разнообразным содержанием необходимо собрать информацию и материал. Информация должна затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по пяти направлениям. Для сбора информации мы используем следующий алгоритм:
1.Ребенок-воспитатель
- НОД, беседы;
- Наблюдения, экскурсии;
- Просмотр медиопрезентаций;
- Игровая деятельность;
- Досуговая деятельность.
2. Ребенок-ребенок
- Выбор иллюстративного материала;
- Рассматривание альбомов, книг;
- Самостоятельная изодеятельность;
- Самостоятельная игровая деятельность;
- Коммуникация и т.д.
3. Ребенок – родитель;
- Чтение художественной и познавательной литературы;
- Просмотр познавательных телепередач, мультфильмов;
- Информация в Интернете;
- Прогулки;
- Видео- и фотосъемка;
- Участие в оформлении мини-музеев по краеведению.
3. Создание макета и оформление (1-5 дней).
После сбора информации приступаем к изготовлению и оформлению лэпбука. Весь материал размещается в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. К этой деятельности могут привлекаются все: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада и т.д.
Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к ней, чтобы полистать - поиграть, а вместе с ней повторить пройденный материал.
Для системной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем был составлен перспективно - тематический план работы по составлению лэпбуков.
Старшая группа:
- «Мое родное село - Красногорское» (октябрь);
- «Народные игры нашего края» (декабрь)
«Животные нашего края» (апрель);
- «Растения нашего края» (июнь).
Подготовительная группа:
- «Родина моя - Удмуртия» (октябрь)
- «Тол Бабай – кто он?» (декабрь)
- «Мода» народов нашего края» (апрель)
- «Народы Удмуртии» (июль)
Эффективность применения технологии лэпбук для обогащения знаний детей о родном крае определялась с помощью метода индивидуальной беседы (Рябцева И.Б.).
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре использовался метод индивидуальной беседы.
Критериями оценки знаний, стали следующие показатели:
1. Представления детей о родном крае (растительный и животный мир)
2. Проявление интереса к объектам родного края (достопримечательности)
3. Использование представлений о родном крае в самостоятельной деятельности и игре.
По результатам диагностики можно отметить, что значительно повысился уровень знаний о родном крае у воспитанников с 20% до 60%.
Исходя из полученных результатов, направленных на определение уровня знаний детьми о родном крае, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию лэпбуков для обогащания и обобщения знаний о родном крае дает положительный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kak_sredstvo_obobshcheniya_znaniy_o_rodnom_krae.pptx | 338.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае; Представить систему работы по созданию лэпбука , направленного на формирование знаний о родном крае; О босновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.
Лэпбук (« лэп » — колено, «бук» — книга) обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек . Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко .
Этапы создания лэпбука I этап Выбор темы, составление плана
II этап Сбор информации Досуг «С днем рождения Удмуртия» Экскурсия в музей Удмуртская народная игра «Собираем ягоды»
Создание макета и … III этап
III этап …оформление
Конечный результат
Работа с родителями Кукла в башкирском наряде Кукла в татарском наряде Выставка кукол в национальном костюме «Мы разные, но мы вместе» Куклы в национальных нарядах
Планирование работы: Старшая группа: - «Мое родное село - Красногорское» (октябрь); - «Народные игры нашего края» (декабрь) - «Животные нашего края» (апрель); - «Растения нашего края» (июнь). Подготовительная группа: - «Родина моя - Удмуртия» (октябрь) - «Тол Бабай – кто он?» (декабрь) - « Мода» народов нашего края» (апрель) - «Народы Удмуртии» (июль)
Результаты диагностики