МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»

Конышева Надежда Васильевна

«Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»

 

 

                                                               Конышева Надежда Васильевна

                                                                     воспитатель МБДОУ Красногорского

                                    детского сада № 3

 

Система современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС переориентирована на включение в воспитательно-образовательный процесс национально-регионального компонента. Знания о родной природе, культурном, историческом наследии родного края помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к малой Родине, своему дому, обеспечивая при этом развитие общечеловеческих и национальных ценностей ребенка.

Знания детей о родном крае довольно специфичны (история, культура, быт, традиции), большие по объему, поэтому сложны для восприятия. Следовательно, возникают проблемы с обобщением, систематизацией и усвоением материала.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Эта проблема привела меня к поиску метода, который помог бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема.

Такой инновационной технологией работы с информацией является использование лэпбука, который с каждым днем набирает все большую популярность.

Для того, чтобы показать эффективность использования технологии лэпбука в  работе по обобщению знаний детей о родном крае, мы выделили следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае;

2) Представить систему работы по созданию лэпбука, направленного на формирование знаний о родном крае;

        3) Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и обеспечивает:

- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

- разнообразие игровых заданий;

- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

- возможность структурировать сложную информацию;

- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

- вариативность использования заданий;

- возможность постоянного обновления, дополнения информации.

В зависимости от назначения, лэпбуки бывают:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные;
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии из жизни знаменитых людей).

В зависимости от формы, бывают:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка – гармошка;
  • фигурная папка.

Рекомендуемый возраст занятий с лэпбуком — 5 лет и старше. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разрабатывать и изготавливать свои собственные лэпбуки.

Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Работа по созданию лэпбука проходит поэтапно.

1. Начинаем мы с выбора темы и составления плана (1-5 дней). Темы лэпбуков определяются на основе программы «Мы в Удмуртии  живем» А.М.Комаровой. Когда мы выбрали тему, составляем план-макет (о чем мы хотим в этой папке рассказать), раскрывающий ее. Для этого мы с детьми, в - первую очередь, проводим «Мозговой  штурм», здесь принимаются все идеи, даже самые невероятные, затем они анализируются и выбираются наиболее реалистичные.

2.  Второй этап - сбор информации (1-2 недели).

Чтобы наполнить папку разнообразным содержанием необходимо собрать информацию и материал. Информация должна затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука,  должно отражать материал по пяти направлениям.  Для сбора информации мы используем следующий алгоритм:

1.Ребенок-воспитатель

  • НОД, беседы;
  • Наблюдения, экскурсии;
  • Просмотр медиопрезентаций;
  • Игровая деятельность;
  • Досуговая деятельность.

2. Ребенок-ребенок

  • Выбор иллюстративного материала;
  • Рассматривание альбомов, книг;
  • Самостоятельная изодеятельность;
  • Самостоятельная игровая деятельность;
  • Коммуникация и т.д.

3. Ребенок – родитель;

  • Чтение художественной и познавательной литературы;
  • Просмотр познавательных телепередач, мультфильмов;
  • Информация в Интернете;
  • Прогулки;
  • Видео- и фотосъемка;
  • Участие в оформлении мини-музеев по краеведению.

3. Создание макета и оформление (1-5 дней).

После сбора информации приступаем  к  изготовлению и оформлению лэпбука. Весь материал размещается в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. К этой деятельности могут привлекаются все: дети, родители, воспитатели,  специалисты детского сада и т.д.

Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание  ребёнка, и он ещё не раз возвратится к ней, чтобы полистать - поиграть, а вместе с ней повторить пройденный материал.

Для системной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем был составлен перспективно - тематический план работы по составлению лэпбуков.

Старшая группа:

- «Мое родное село - Красногорское» (октябрь);

- «Народные игры нашего края» (декабрь)

 «Животные нашего края» (апрель);

- «Растения нашего края» (июнь).

Подготовительная группа:

- «Родина моя - Удмуртия» (октябрь)

 - «Тол Бабай – кто он?» (декабрь)

- «Мода» народов нашего края» (апрель)

- «Народы Удмуртии» (июль)

Эффективность применения технологии лэпбук для обогащения знаний детей о родном крае определялась с помощью метода индивидуальной беседы (Рябцева И.Б.).

 Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре использовался метод индивидуальной беседы.    

Критериями оценки знаний, стали следующие показатели:

1.  Представления детей о родном крае (растительный и животный мир)

2.  Проявление интереса к объектам родного края (достопримечательности)

3. Использование представлений о родном крае в самостоятельной деятельности и игре.

По результатам диагностики можно отметить, что значительно повысился уровень знаний о родном крае у воспитанников с 20% до 60%.

Исходя из полученных результатов, направленных на определение уровня знаний детьми о родном крае, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию лэпбуков для обогащания и обобщения знаний о родном крае дает положительный результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_sredstvo_obobshcheniya_znaniy_o_rodnom_krae.pptx338.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Лэпбук , как средство обобщения знаний о родном крае» Конышева Надежда Васильевна воспитатель МБДОУ «Красногорского детского сада № 3»

Слайд 2

Задачи: Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае; Представить систему работы по созданию лэпбука , направленного на формирование знаний о родном крае; О босновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.

Слайд 3

Лэпбук (« лэп » — колено, «бук» — книга) обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек . Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко .

Слайд 4

Этапы создания лэпбука I этап Выбор темы, составление плана

Слайд 5

II этап Сбор информации Досуг «С днем рождения Удмуртия» Экскурсия в музей Удмуртская народная игра «Собираем ягоды»

Слайд 6

Создание макета и … III этап

Слайд 7

III этап …оформление

Слайд 8

Конечный результат

Слайд 9

Работа с родителями Кукла в башкирском наряде Кукла в татарском наряде Выставка кукол в национальном костюме «Мы разные, но мы вместе» Куклы в национальных нарядах

Слайд 10

Планирование работы: Старшая группа: - «Мое родное село - Красногорское» (октябрь); - «Народные игры нашего края» (декабрь) - «Животные нашего края» (апрель); - «Растения нашего края» (июнь). Подготовительная группа: - «Родина моя - Удмуртия» (октябрь) - «Тол Бабай – кто он?» (декабрь) - « Мода» народов нашего края» (апрель) - «Народы Удмуртии» (июль)

Слайд 11

Результаты диагностики