ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КРАСНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3» КОНЫШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ЛЕОНИДОВНЫ

Конышева Елена Леонидовна

«Секреты мастерства: пять ступенек к успеху»

      Там, где сосны, там, где ели

И березы встали в ряд,

Там на беленьких постелях

Малыши спокойно спят.

 

Тише, тише, ведь у нас

Тихий час, тихий час

 

Сквозь кленовые верхушки

Кое-где пробился свет,

Лег кружочком на подушке,

Притаился на траве.

 

Тише, тише, ведь у нас

Тихий час, тихий час

 

Ветерок по веткам шарит,

Треплет кончик простыни.

Спит в траве мохнатый

                             Шарик,

Ну и ты скорей усни!

 

Тише, тише, ведь у нас

Тихий час, тихий час.

                                                             О. Высотская

 

Вот и уснули мои почемучки и любознайки, будущие ученые и исследователи, поэты и композиторы, спортсмены и художники. Какая неповторимая, уютная тишина укрывает в это время детский сад. Заботливо поправляю откинутые одеяла, будто укрываю маленькие росточки от холода и жизненных невзгод.

Я так хочу, чтобы все они стали успешными людьми. Но… для этого я должна быть успешным педагогом!

Хочу поразмышлять, что же для меня секреты мастерства: пять ступенек к успеху.

С чего же начать …

 «Если не можешь усовершенствовать себя,  то, как же сможешь усовершенствовать других людей?», - считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. За шесть лет работы воспитателем детского сада я вспомнила детство. Научилась играть, потому что именно с помощью игры я нашла подход к детям.

Вот и сейчас я беру детские кубики и начинаю играть – строить лесенку успешности для педагога детского сада.

Первая ступенька. Что это может быть? Несомненно, это любовь к детям. В работе с маленькими детьми она особенна необходима. Я заменяю детям маму в ее отсутствие. Ребенок ждет от меня такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить – ждет любви.

Для меня все важно, с радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, играет ли в игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей.

Вторая ступенька – эмоциональная устойчивость, сдержанность, терпение, тактичность, способность воспитателя управлять собой, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей.

Мне очень нравятся слова польского педагога Януша Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от этого мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть».

Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.

Третью ступеньку успешности современного педагога я обозначу, как готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей я работаю не одна: второй воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, педагог-психолог. Успех нашей совместной деятельности в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовывать свои действия, готовности оказать помощь в работе. Я думаю, если есть такие качества, то педагогическая работа будет эффективнее.

На четвертую ступеньку я поставлю творческий поиск.

Воспитателю постоянно приходится искать наиболее оптимальные решения педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Иногда «нового» бывает так много, что «переварить» весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Нужно выбрать себе то, что нравится, что близко, что, может быть, напоминает детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в наш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, который служит ориентиром и основой.

Все это требует от современного педагога самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. «В своей основе педагогический труд – это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию» - писал выдающийся советский писатель и педагог В. А. Сухомлинский.

Пятая ступенька – профессиональное мастерство.

Мастерство для педагога – это определенная педагогическая вершина. Современный педагог – должен много знать, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

Таким образом, современный воспитатель – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Я стараюсь быть современным воспитателем…и  думаю, у меня получается!

Я считаю, моя лесенка успешности будет расти…

 Ну, вот кажется пока все…

Мои любознайки и почемучки начинают просыпаться…

Тихий час прошел, а я даже и не заметила.   Пора вставать…

P. S.:

Я люблю свою профессию. Я понимаю, чтобы быть в ней успешной, необходима постоянная работа над собой, как подъем по выстроенной лесенке. Я готова подниматься и совершенствоваться…