ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КРАСНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3» КОНЫШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ЛЕОНИДОВНЫ
«Секреты мастерства: пять ступенек к успеху»
Там, где сосны, там, где ели
И березы встали в ряд,
Там на беленьких постелях
Малыши спокойно спят.
Тише, тише, ведь у нас
Тихий час, тихий час
Сквозь кленовые верхушки
Кое-где пробился свет,
Лег кружочком на подушке,
Притаился на траве.
Тише, тише, ведь у нас
Тихий час, тихий час
Ветерок по веткам шарит,
Треплет кончик простыни.
Спит в траве мохнатый
Шарик,
Ну и ты скорей усни!
Тише, тише, ведь у нас
Тихий час, тихий час.
О. Высотская
Вот и уснули мои почемучки и любознайки, будущие ученые и исследователи, поэты и композиторы, спортсмены и художники. Какая неповторимая, уютная тишина укрывает в это время детский сад. Заботливо поправляю откинутые одеяла, будто укрываю маленькие росточки от холода и жизненных невзгод.
Я так хочу, чтобы все они стали успешными людьми. Но… для этого я должна быть успешным педагогом!
Хочу поразмышлять, что же для меня секреты мастерства: пять ступенек к успеху.
С чего же начать …
«Если не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?», - считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. За шесть лет работы воспитателем детского сада я вспомнила детство. Научилась играть, потому что именно с помощью игры я нашла подход к детям.
Вот и сейчас я беру детские кубики и начинаю играть – строить лесенку успешности для педагога детского сада.
Первая ступенька. Что это может быть? Несомненно, это любовь к детям. В работе с маленькими детьми она особенна необходима. Я заменяю детям маму в ее отсутствие. Ребенок ждет от меня такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить – ждет любви.
Для меня все важно, с радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, играет ли в игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей.
Вторая ступенька – эмоциональная устойчивость, сдержанность, терпение, тактичность, способность воспитателя управлять собой, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей.
Мне очень нравятся слова польского педагога Януша Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от этого мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть».
Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.
Третью ступеньку успешности современного педагога я обозначу, как готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей я работаю не одна: второй воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, педагог-психолог. Успех нашей совместной деятельности в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовывать свои действия, готовности оказать помощь в работе. Я думаю, если есть такие качества, то педагогическая работа будет эффективнее.
На четвертую ступеньку я поставлю творческий поиск.
Воспитателю постоянно приходится искать наиболее оптимальные решения педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Иногда «нового» бывает так много, что «переварить» весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Нужно выбрать себе то, что нравится, что близко, что, может быть, напоминает детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в наш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, который служит ориентиром и основой.
Все это требует от современного педагога самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. «В своей основе педагогический труд – это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию» - писал выдающийся советский писатель и педагог В. А. Сухомлинский.
Пятая ступенька – профессиональное мастерство.
Мастерство для педагога – это определенная педагогическая вершина. Современный педагог – должен много знать, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.
Таким образом, современный воспитатель – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Я стараюсь быть современным воспитателем…и думаю, у меня получается!
Я считаю, моя лесенка успешности будет расти…
Ну, вот кажется пока все…
Мои любознайки и почемучки начинают просыпаться…
Тихий час прошел, а я даже и не заметила. Пора вставать…
P. S.:
Я люблю свою профессию. Я понимаю, чтобы быть в ней успешной, необходима постоянная работа над собой, как подъем по выстроенной лесенке. Я готова подниматься и совершенствоваться…