План-конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка»
Формирование навыков пересказа; обогащение и активизация лексикона; развитие связной речи, внимания, образного мышления, памяти - вот те задачи, которые решаются благодаря занятиям по пересказу. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель - Обучение пересказу рассказа с использованием иллюстративного материала.
Образовательные задачи
Расширить и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы»
Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы.
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Коррекционно-развивающие
Развивать память, слуховое восприятие и внимание.
Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные
Воспитывать умение слушать педагога и друг друга, любовь к природе.
Приоритетная область - речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Тип занятия – путешествие
Форма организации – групповая
Продолжительность – 25 минут
Участники: дошкольники
Возраст 5-6 лет
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, декорации парка Лосиный остров, перышко, игрушка-Ласточка, презентация с иллюстрациями к рассказу, схема для оригами.
Предварительная работа: чтение произведений и стихотворений о весне, перелетных птицах; рассматривание иллюстраций о весне.
Методы и приемы работы с детьми. Наглядные (демонстрация слайдов), словесные (чтение рассказа, беседа, пересказ рассказа), игровые (дидактические игры и упражнения) и практические (оригами).
Планируемые результаты: Дети последовательно и выразительно пересказывают рассказ близко к тексту. Синтаксически и грамматически верно выстраивают ответы на вопросы.
Ход НОД
Организационный момент
Игра «В автобусе»
Дети стоят полукругом. Звучат голоса птиц. («Голоса весеннего леса»)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся сегодня?
Дети. Мы отправимся в лес.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Мы услышали голоса птиц.
Воспитатель. Наступила весна. Прилетели перелетные птицы, на деревьях распустились листочки, расцвели первые весенние цветы. Природа будто приглашает нас к себе в гости. Давайте отправимся в путешествие, в Национальный парк Лосиный остров. В нашем парке обитает много птиц. И отправимся мы туда на автобусе. Займите, пожалуйста, свои места, автобус отправляется. (Звучит музыка Е.Железновой «Автобус», дети выполняют соответствующие движения, в конце «подъезжают к парку»).
Воспитатель. Остановка «Лосиный остров» (На экране фото весеннего парка Лосиный остров) Ребята, давайте тихонько вместе пройдем в парк.
Основная часть.
Дети приходят в «парк», их встречает Ласточка, которая сидит на одном из деревьев. Воспитатель произносит реплики.
Ласточка. Здравствуйте ребята!
Дети. Здравствуй Ласточка.
Ласточка. Посмотрите, как красиво вокруг! На веточках деревьев сверкают капельки утренней росы, будто приглашая всех поиграть с ними. (На экране фото с изображением росы) Давайте вместе с вами поиграем.
Игровой самомассаж пальцев «Умывание»
Поочередно массируют каждый палец. Затем энергично растирают ладони и кисти рук.
Знаем, знаем - да-да –да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По - нем – нож - ку.
Нет, не понемножку-
Посмелей!
Будем умываться веселей
Ласточка. Ребята, я знаю, что целую зиму вы подкармливали моих друзей – зимующих птиц. Большое спасибо вам за это. А я хочу вам рассказать удивительную историю, которая приключилась со мной. Об этой истории даже написан рассказ «Смелая ласточка»
Воспитатель. Я знаю эту историю. Давайте присядем на скамейку, и я прочитаю ее вам (дети присаживаются на скамейку).
Ласточка. А я сяду на ветку и тоже послушаю.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с мультимедийным сопровождением
Воспитатель читает рассказ, на экране появляются картинки
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком и громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку. А коробочку поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно носила птенчику пищу и кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться. И уже весело щебетал, бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался и залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетаньем увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Беседа по содержанию рассказа
Ласточка. Ребята, а вы знаете, что этим птенчиком была я. Вспомните и еще раз расскажите, что случилось со мной.
Что случилось с птенчиком?
Кто спас меня?
Как мама-ласточка заботилась обо мне?
Что задумал рыжий кот?
Как мама-ласточка защищала меня?
Чем закончилась эта история?
По ходу беседы по содержанию, Ласточка обращает внимание на иллюстрации.
Динамическая пауза – подвижная игра «Ласточки летели»
Ласточка. Вы все замечательно отвечали. Ребята, я предлагаю немного поиграть со мной. Для этого становитесь в круг.
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Приседают, сложив руки за спиной.
Делают ритмичные наклоны головы.
Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Лексико – грамматические упражнения. Игра с перышком «Какой, какая, какие?»
Ласточка. Ребята, давайте посмотрим на картинки, и вместе с вами вспомним, что же случилось с птенчиком. Я даю вам перышко, вы отвечаете и передаете его.
У птенчика крылышки какие?
Девочка, какая?
Коробочка, какая?
Кот, какой?
Гнездо, какое?
А ласточка, какая.
Игра «Кто, что делал?
Что делала ласточка? (заботилась о птенчике, защищала птенчика, учила летать птенчика, кормила птенчика)
Что делал птенчик? (махал крылышками, не удержался в воздухе, упал, пищал, поправлялся)
Пересказ рассказа «Смелая ласточка»
Воспитатель. А сейчас мы вместе расскажем историю о смелой ласточке. Кто-то из вас начнет фразу, а вы заканчивайте. А потом вы попробуете повторить.
Ласточка. А я послушаю.
Дети пересказывают рассказ.
Ласточка. Спасибо за ваш рассказ.
Воспитатель. На память о тебе, я предлагаю ребятам сделать вот таких птичек.
Упражнение “Птенец”
Ласточка. Ребята, вот наши птенчики, они только что появились на свет, и еще совсем маленькие. Положите ваших птенчиков на ладошки, вытяните ладошки вперед, а теперь потихоньку согните ручки в локтях и приблизьте их к себе, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и теплым дыханием. А теперь снова вытяните руки вперед и улыбнитесь вашему птенчику, он совсем согрелся и уже немного подрос, у него начинают появляться первые перышки. Я думаю, вы и дальше будете беречь птиц, не разорять их гнезда и заботится о них зимой.
Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие. До свидания, Ласточка. Садитесь в автобус. Осторожно двери закрываются! Следующая остановка детский сад.
Итог
Воспитатель. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы там встретили? Какой рассказ мы услышали? Вам понравился рассказ?
Ответы детей.